Светлана Ескина
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Черное море»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Черное море».
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
Познакомить детей с версиями возникновения названия «Черное море»;
продолжать формировать представления об обитателях Черного моря;
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе „Черное море“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека;
Активизировать словарный запас детей;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Развивать воображение детей в изо. деятельности.
Материалы и оборудование: Посылка с символикой России; глобус; картинки «Морские обитатели»; презентация «Подводный мир Черного моря»; аудиозапись «Шум моря»; материалы для изо. Деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла возле нашей двери посылку. Давайте посмотрим, что в ней (Российский флаг, герб России, портрет Президента РФ). Что это? (государственные символы нашей страны). А как называется наша страна? (Россия). А кто мы с вами? (Россияне). Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на глобус. (Воспитатель показывает детям Россию). Вот как много места занимает территория России. В России есть высокие горы, глубокие озера, а сколько в России рек, все и не перечислить!
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)
Воспитатель: А еще Россию омывает 13 морей, но самое любимое море у нас с вами – это наше море. Как называется наше море? (Черное). Правильно, мы с вами живем на берегу Черного моря.
Море Чёрное - большое :
Утром серо-голубое,
Днём оно зелёное,
Пенное, солёное.
Ну, а ночью, при луне,
Золотым казалось мне!
(Л. Огурцова)
Воспитатель: А вы знаете, почему наше море называют «Черным»? Во время шторма вода в море становиться черной. Но не всегда оно называлось Черным. У него было несколько названий: Хазарским, Сурожским, Русским, Скифским, Святым, Таврическим, Океаном, Синим. Еще одно значение происхождения названия основано на характерной особенности нашего Черного моря «чернить» на глубине якоря и другие предметы. Это происходит из-за воздействия глубинного сероводорода. Кстати, из Космоса видно, что море очень темное, практически черное.
Отдыхать на наше море приезжают много людей - со всех уголков нашей страны. Ведь Чёрное море - дружелюбное море, здесь практически не водится опасных для человека животных. А вы знаете, какие животные обитают в Черном море? (Высказывания детей сопровождаю показом иллюстраций). Хотите увидеть подводный мир Черного моря?
Просмотр презентации и рассказ воспитателя об обитателях Черного моря.
На песке у берега встречаются крупные черноморские бычки. Помимо способности быстро изменять окраску, у них есть еще несколько особенностей: брюшные плавники у бычков срастаются, образуя присоску, которой рыба прилепляется к дну - чтобы не сносило течением и волнами (слайд)
Звездочет, или морская корова подстерегает свою добычу, мелких рыб, выставив над поверхностью песка большие глаза и маленький ротовой вырост – приманку (слайд).
Над самым дном, поодиночке и стайками, как подводные бабочки, кружат барабульки. Барабуля или обыкновенная черноморская султанка — имеет продолговатое тело, слегка сжатое с боков, покрытое крупной чешуей (слайд).
Тунец. Одна из самых больших рыб Черного моря (до 500 кг). Называют еще «золотой рыбой» за вкусное мясо. Может развить скорость до 90 км/ч, а разогнавшись, выскакивает из воды и, бывает, даже залетает на палубу судна (слайд).
Морской конек. Эти рыбы живут в зарослях морской травы. Самцы вынашивают икринки в особых кожных складках до образования мальков (слайд).
Морской дракончик. Вытянутая, похожая на змею рыба. Чувствуя опасность, дракончик расправляет черный веер спинного плавника, все пять лучей которого - отравленные колючки (слайд).
Медуза корнерот. Ее легко отличить по мясистому, похожему на колокол, куполу и тяжелой бороде ротовых лопастей под ним. На этих кружевных лопастях и находятся ядовитые клетки (слайд).
Акула катран. Мелкая акула длиной до полуметра. Не опасна для человека. Питается мелкими рыбами. Акулы должны находиться в постоянном движении, чтобы не утонуть, т. к. у них нет плавательного пузыря (слайд).
Дельфин Афалина. Самый большой представитель вида на Черном море. Достигает 3-4 метров в длину. Легко поддается дрессировке. Дельфин Афалина занесен в международную Красную книгу (слайд).
Вот какие удивительные обитатели живут в Черном море. Давайте мы с вами превратимся в рыбок и порезвимся в морских волнах.
Физкультминутка:
Море очень широко
Дети широко разводят руки в стороны.
Море очень глубоко.
Приседают, касаясь руками пола.
Рыбки там живут, друзья,
Выполняют движение ладонями «Рыбка».
А вот воду пить – нельзя!
Разводят руки в сторону, приподняв плечи
Над волнами чайки кружат,
Полетели за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
Дети машут руками, словно крыльями
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселей загребай
И дельфинов догоняй!
Делают плавательные движения руками.
Воспитатель: Велико значение Черного моря, но мы с вами не должны забывать, что Черное море нуждается в защите от неправильных действий человека, которые могут сильно навредить морю. Как вы думаете, что нельзя делать? (Ответы детей). Вы все правильно назвали, нельзя вылавливать редких рыб, загрязнять море и береговую полосу. Ведь как приятно придти к морю, вдохнуть свежий, морской воздух, ощутить на лице дуновение ветерка. Закройте глазки и представьте, что вы на берегу моря (включаю запись «Шум моря»).
Скоро, 31 октября мы будем отмечать Международный день Черного моря. Так, что и у нашего моря будет праздник. А какой же праздник без подарков? Давайте мы с вами нарисуем картины, про то, как мы отдыхаем на нашем море. А потом соберем все ваши рисунки в один альбом, который и будет подарком нашему морю. (Дети рисуют свои рисунки).
Мы сегодня с вами много узнали о Черном море. Что же именно нового вы сегодня услышали? (Ответы детей). Молодцы! Вы были очень внимательными слушателями.