Ольга Морозова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Пернатые друзья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности на теме "Пернатые друзья" в старшей группе.
Программное содержание: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Формировать у детей желание заботиться о птицах.
Оборудование и материалы: презентация на тему «Птицы», карточки с изображением птиц
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Пернатые друзья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель читает детям стихотворение М. В. Титовой «Осенняя пора»
Наступили холода,
Скоро к нам придёт зима.
И птицы – наши верные друзья,
Улетают в тёплые края.
2. Беседа.
Воспитатель:
- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?
- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые с наступлением осени улетают в теплые края.
- Почему перелётные птицы улетают в тёплые страны? (Ответы детей).
- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, а для этого отгадайте мои загадки. У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.
Загадка 1
Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Коль летает высоко,
Значит дождик далеко,
Если же летает низко,
Это значит дождик близко (Ласточка) Слайд 2.
- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки? (Ответы детей)
- Ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной на лбу. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.
- Чем питаются ласточки? (ответы детей)
- Ласточки ловят мошек и насекомых.
- А где стоят свои гнезда? (Ответы детей)
- Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки.
Слайд 3
Загадка 2
Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг — … (Скворец) Слайд 4
Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца? (ответы детей)
- Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.
- Ребята, скажите где живут скворцы? (ответы детей)
- Да, правильно в скворечнике. Слайд 5
- А кто для них строит домики? (ответы детей)
- Ребята, скажите чем питаются скворцы? (ответы детей)
- Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиков, многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.
Загадка 3
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят… (Журавли) Слайд 6
Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у журавля? (ответы детей)
- Да, у журавля окрас перьев серый с черными и белыми участками.
- Живут журавли обычно на болотах, в прудах, озерах, в заболотистых местах поросшие камышом, тростником, кустарником. Слайд 7
- Ребята, скажите чем питаются журавли? (ответы детей)
-Питаются журавли ягодами, молодыми побегами травянистых растений, семенами, но не брезгают и насекомыми.
Физминутка
«Улетают журавли»
Улетают журавли
Далеко за край земли, (Бегут по кругу, плавно взмахивая руками.)
За поля и за луга,
За высокий стога. (Поскоки с ноги на ногу)
В платье ярко-золотом
Бродит осень над ручьем. (Шагают друг за другом, по кругу в обратную сторону.)
Листья по ветру летят,
Журавлей догнать хотят. (Останавливаются, наклоны вправо-влево.)
Улетают журавли
Далеко за край земли. (Скрещивают руки над головой несколько раз.)
Воспитатель:
- Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём. Слайд 8
(На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).
- Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.
- Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? Какие это птицы? (Зимующие).
-А почему же они не улетают?
- Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
- Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
-А сейчас я хочу проверить, как вы знаете зимующих птиц, а для этого отгадайте мои загадки.
Загадка 4
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь) Слайд 9
- Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма.
- Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.
- Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Слайд 10
- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе. (слайд 11)
Загадка 5
По лесам, садам летаю,
Мушек, мошек собираю
И личинок, и жучков
Короедов, червячков,
А зимою на дорожке
Собираю часто крошки.
Я весёленькая птичка
И зовут меня … (Синичка) Слайд 12
-Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
- Расскажите, какой окрас у синицы? (ответы детей)
-Правильно, молодцы. У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.
- А чем синица питается? (ответы детей)
- Синица питается различными семенами.
- Следующая загадка:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери.
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (ответы детей) - Это снегирь. (слайд 13).
- Рассмотрите внимательно картинку.
- Скажите, какой окрас у снегиря?
- Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег? (Ответы детей)
- Можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.
- Ребята, чем питаются снегири? (ответы детей)
- Питаются семенами, ягодами, и т. д. (слайд 14)
А сейчас я предлагаю вам поиграть, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц. Слайды 15,16,17.
15 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)
16 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)
17 слайд – все птицы зимующие.
- Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель:
- Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.
- Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно птиц нужно подкармливать.
Зёрнами, салом и хлеба горбушкой
Птиц угощает зимою… (Кормушка) Слайд 18
- Правильно, чтобы подкармливать птиц предлагаю вам дома вместе с родителями смастерить кормушки, а потом мы с вами развесим их на участке.
Итог занятия:
- Что вам больше всего понравилось на занятии? Что нового и интересного вы сегодня узнали?