Лучший педагог года

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Кто живет в реке и в озере»

Галина Скорая
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Кто живет в реке и в озере»
▼ Скачать

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Кто живет в реке и в озере».

Занятие для детей старшей группы.

Образовательная область :

Экологическое развитие.

Интеграция образовательных областей :

- познавательное развитие

- речевое развитие

- социально-коммуникативное развитие

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)

Формы организованной образовательной деятельности :

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Кто живет в реке и в озере“» размещена в разделах

-коммуникативная (чтение стихов и художественной литературы, отгадывание загадок, беседа)

- двигательная (п/и «Ерши и щука»).

Форма организации детской деятельности :

- групповая

Словарная работа: ёрш Ершович, малек, головастик, улитка, лещ, карп, рак, пескарь.

Предварительная работа:

-чтение басни Крылова «Лебедь, рак и щука», чтение загадок, беседа.

Цель:

-закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер.

-развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер.

-совершенствовать устную речь.

-активизировать словарный запас детей.

- повторить, обобщить и расширить знания, полученные на предыдущих занятиях.

-воспитывать любовь к природе.

Задачи:

Обучающие:

- дать знания о пресноводных обитателях.

- формировать у детей представления об условиях их жизни.

-помочь устанавливать связи, зависимости живой и неживой природы

Развивающие:

- прививать навыки работать в коллективе

- воспитывать доброжелательность друг к другу

- развивать двигательные умения, быстроту.

Оборудование и материалы: Рабочие листы «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой»; игрушки Незнайка и рыбка Ёрш Ершович

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент:

Дети играют в игровых уголках

Сюрпризный момент:

Незнайка сидит в уголке природы.

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, у нас в гостях Незнайка. А чем занят Незнайка?

Дети: -Сидит, смотрит. (предполагаемые ответы детей)

В: - Незнайка, чем ты занимаешься?

Незнайка: -Я читаю книжку о том, где живут рыбки. Но в книжке нет картинок, и я совсем запутался, где какая рыбка.

Ребята, а давайте предложим Незнайке остаться на нашем занятии, и послушать о чем мы будем говорить.

Ставьте игрушки, присаживайтесь удобнее на ковер и послушайте.

Как вы знаете наша земля состоит из суши и воды. На Земле очень много разных водоемов, посмотрите на глобус (показываю изображения воды на глобусе). Ребята, существуют пресные водоемы: реки, озера, пруды.

и моря (с соленой водой).

Сегодня мы с вами познакомимся с обитателями пресных водоемов.

Послушайте загадку:

Он колючий, но не ёж,

А речная рыба(ёрш)

Ребята, а вот и наш гость! Кто же это?

Д:- Рыба.

В:- Ребята, это рыба Ёрш. Сегодня у нас с вами необычный день, день Ерша Ершовича (показываю).

Ерш. Обитает на песчаном дне, ерш прожорливая рыба, питающаяся мелкими придонными организмами, личинками насекомых, мелкой рыбой. Характер ершей неуживчивый, агрессивно защищает свою территорию, благодаря острым колючкам на плавниках. (Ребята вспоминайте сказку про Ерша-ершовича).

Мы с вами поговорим о всех, кто живет с ним по соседству : рыб, пресмыкающихся, птиц, которые делают гнёзда в камышах у берегов рек и озер.

Но у Ерша Ершовича есть не только добрые соседи, но и враги.

Ребята, как вы думаете кто же враги Ерша Ершовича?

Д: - Рыбаки (предполагаемые ответы детей) .

В: - А что бы точно знать врагов Ерша Ершовича послушайте и отгадайте загадку:

Зубаста, а не лает.

Кто же это? (Щука)

Д: - Щука.

В: -Щука. Обитает во всех реках, озерах, прудах, держится чаще в зарослях водной растительности, щуки хищные прожорливые рыбы, питаются рыбой – красноперками, плотвой, окунями, также лягушками, мелкими грызунами упавшими в воду, мелкими водоплавающими птицами, в длину достигают 2 метров, могут дожить до 30 лет. Вспомните сказку про эту рыбку? («По щучьему веленью»)

В:- Дети, Ерш Ершович, принес конверт, что же в нем? (предполагаемые ответы детей)

В: -В нем фото щуки. (дети рассматривают изображение щуки)

У всех рыб есть туловище, хвост, голова, глаза, рот, жабры, спинка, плавники, чешуя.

Чешуя состоит из маленьких твердых пластинок, которые защищают тело рыбы.

С помощью плавников рыба может передвигаться в воде.

Рыбы бывают хищные и мирные

-А хотите, мы с вами поиграем в ершей и щуку.

Д:-Да.

Подвижная игра: «Ерши и щука».

В роли щуки первый раз воспитатель. Дети рассказывают стихотворение Ю. Могутина, тихонько бегают по группе и подходят к щуке.

Над речушкою

В тиши

Шелестят камыши.

А в воде

У камышей

Шесть задиристых ершей.

Не ершитесь вы, ерши,

Лучше спрячьтесь в камыши.

Вас ершей-малышей

Щука ждет у камышей.

Дети разбегаются, щука ловит ершей. (Игра повторяется 2 раза.)

Воспитатель: Хорошо, а теперь садитесь на ковер, и мы с вами вспомним кто живет рядом с Ершом Ершовичем?

Дети: Рыбы, лягушки, насекомые.

Воспитатель: Правильно, рыбы все время проводят в воде.

Они умеют дышать под водой, благодаря жабрам. А сейчас ещё одна загадка:

По дну реки гулять идёт

И ножницы с собой несёт (рак)

Рак. Обитает в речных заводях, озерах, прудах, днем прячутся под камнями, корягами, корнями деревьев. Кормятся в основном ночью, вылезая из своих убежищ и выслеживая добычу. Питается растительной пищей и животными. Передвигаясь он пятится назад. Есть усы и клешня.

Следующая загадка:

У лошадки-жеребенок,

А у свинки -поросенок,

У собаки-щенок,

А у рыбки-(малёк)

В речке щука завелась.

И теперь не спит. (Карась).

Караси обитают в болотистых озерах и реках. В зависимости от цвета чешуи карась бывает золотой и серебристый. Питаются растениями, мелкими животными организмами. В суровую зиму впадают в спячку и могут проспать до весны даже в полностью замерзшей речке.

Быстро плавает в пруду,

Ловит целый день еду.

“Кто же ты? Шепни на ушко”.

“Ква! ” – ответила (Лягушка)

Лягушки. Живут они в реках, озерах, прудах. Зимуют в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми. Питаются насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих, рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Враги лягушек – цапли, аисты, журавли. Ребята, а какие сказки про лягушку вы знаете? («Царевна-лягушка»)

В:- В воде воздух особый. Им умеют дышать лягушки и насекомые, живущие в воде: они научились «ловить» воздух. А вот, например, жук – плавунец прикрепляет пузырёк воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду. А как вы думаете, чем полезны обитатели водоёма?

Ответы детей: очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно.

А сейчас мы немного отдохнё м:

Физминутка:

На болоте две лягушки, две зеленые подружки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ручками хлопали, ножками топали,

Вправо влево наклонились и обратно возвращались,

В: - А какие же рыбы, кроме щуки живут по соседству с Ершом Ершовичем?

Дети: -Сом.

-Карась.

-Окунь.

-Сазан.

-Карп.

-Лещ.

В:- Молодцы, ребята, хорошо знаете пресноводных рыб. Кроме рыб на реке живут птицы, которые гнездятся по берегам. Когда отгадаете загадки, узнаете какие.

Крылатый, горластый - красные ласты.

В воде купался - сух остался. (гусь)

Громко крякать мастерица,

Любит плавать эта птица,

Отвернулся на минутку,

Уже улетела. (утка)

По водной глади будто бы бежит,

Вздымая крылья словно паруса.

Он тянет шею и вот-вот взлетит,

- Воды хозяин рвется в небеса! (лебедь)

В: - Ребята, так какие птицы живут на берегу и на воде?

Д: -Утки, лебеди, гуси.

А сейчас поиграем в игру. Слушайте, думайте и произносите правильно.

Игра «Один, два, много»

-Один окунь, два окуня, много окуней.

-Одна щука, две щуки, много щук.

-Один сом, два сома, много сомов.

-Один ёрш, два ерша, много ершей.

-Один карась, два карася, много карасей.

-Один карп, два карпа, много карпов.

В: -Молодцы, ребята. А теперь я вам раздам рабочие листы. Вы внимательно посмотрите и назовите как можно больше растении, животных, насекомых рыб, которые живут на воде и под водой.

(Дети работают с раздаточным материалом и по очереди, рассказывают о том, что знают о пресноводных обитателях.)

В: -Да, ребята, Ёрш Ершович не ожидал, что вы столько знаете о его соседях.

Незнайка: - А сколько я узнал интересного на вашем занятии! Можно я буду ходить с вами на занятия, я хочу знать столько же как вы.

В: -Незнайка, а хочешь поиграть с ребятами в игру, присоединяйся к ним.

Раньше были мы икрою.

Ква –ква! (шагают на месте, размахивая руками)

А теперь мы все – герои.

Ать – два!

Головастиками были.

Ква – ква! (прыгают на двух ногах)

Дружно хвостиками били.

Ать – два!

А теперь мы – лягушата.

Ква – ква! (Прыгают на двух ногах с продвижением вперёд)

Прыгай с берега ребята!

Ать – два!

И с хвостом, и без хвоста

Жить на свете - красота! (Шагают на месте.)

В: -Очень хорошо, ребята. Скажите, что нового вы узнали на занятии?

(Ответы детей.)

Что больше всего вам понравилось на занятии?

Незнайка: -До свидания ребята, я завтра прийду к вам снова.

Публикации по теме:

«Весна. Обобщение знаний». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности«Весна. Обобщение знаний». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности Цель: Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки» Тема: «Ребята в гостях у Золушки» Цель: Сформировать знания детей о сказке «Золушка» через выполнение определенных заданий. Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума» Флорариум своими рукамиЦель: -познакомить детей с понятием- флорариум, рассказать о истории возникновения и их видах. -воспитать бережное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Теремок» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ «ТЕРЕМОК». Цели и задачи: учить детей знаниям об образовании.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас» «Вода вокруг нас» Программные задачи: познакомить детей с моделью Земли – глобусом; дать представления о том, в каком виде встречается.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома» Вид: продуктивная деятельность Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Родина моя — Дубровка»Конспект непосредственной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Родина моя — Дубровка» Цель: обогащать знания дошкольников о малой Родине Задачи: • закреплять знания детей о происхождении названия родной деревни и истории.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Капуста» Непосредственная образовательная деятельность в средней группе «Капуста» Цель:Рассматривание овощной культуры – капуста. Задачи: - уточнить.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Ты, я и планета Земля»Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «Ты, я и планета Земля» Цель: - дать общее представление о Земле, как о едином большом доме; - пробудить мысль о необходимости оберегать свою планету и всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Кто живет в реке и в озере»
Опубликовано: 29 мая 2021 в 23:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности «Кто живет в реке и в озере»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Скорая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД