Марина Ахматгалеева
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе
Цель: Продолжать формирование представлений об истории цивилизации.
Задачи:
Образовательные : закреплять и расширять знания детей о древних людях, их образе жизни, особенностях древнего мира.
Развивающие:развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитательные:воспитывать интерес к истории человечества, любознательность.
Темочки:
Речевой словарь: обогатить словарь детей : пещерные люди, пещера, очаг, мамонт, саблезубый тир, пещерный медведь, вождь, «Каменный век».
Методические приемы:
Демонстрационный материал:декорации,кусочки меха и тесьмы, строительные модули для создания машины времени, клавиатура, иллюстрации древних людей, первого оружия, мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя, пазл с изображением мамонта, кусочек меха пропитанный жиром и оборудования для эксперимента, мел, аудиозаписи со звуками джунглей, грозы, треска огня, таинственная музыка.
Раздаточный материал: кусочки угольков, листы бумаги в форме камней серого оттенка, кусочки меха.
Предварительная работа: чтение отрывок из рассказа «Приключение доисторического мальчика», показ презентации о жизни первобытных людей, Беседы: «Кто такой первобытный человек», «Жизнь первобытного человека»
Дети, проходят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы хотели бы путешествовать по разным странам и континентам, побывать во всех уголках нашей планеты?
Дети: да, хотим
Воспитатель: а где бы вы хотели побывать?
Дети: на море,на севере и т. д.
Воспитатель: здорово, путешествовать всегда очень весело и интересно, можно узнать много нового, познакомиться с культурой и обычаями других людей, полюбоваться красотами природы.
(вдруг слышен таинственный звук подъехавшей машины)
Воспитатель:ребята, посмотрите, что же это может быть, как вы думаете?
Дети:машина, ракета
Воспитатель: а для чего же она здесь появилась, как вы думаете?
Дети: наверно, что бы мы смогли на ней путешествовать.
Воспитатель:тогда, поедем на поиски приключений?
Дети:да, поехали.
Воспитатель: присаживайтесь поудобнее. Ребята, это необычная машина, поэтому чтобы стартовать на ней и перемещаться, нужно закрыть глаза и не открывать до конца поездки, иначе пульт управления сломается. Итак, закрываем глаза, и поехали.
(звучит таинственный звук уезжающей машины).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в какое чудесное место мы попали.
(звучит музыка звуков джунгли)
Воспитатель: как вы думаете, где мы?
Дети:мы в джунглях, в Африке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла. Кажется, нам, что-то здесь оставили.
(Дети рассматривают кусочки меха и тесьмы)
Воспитатель: Как вы думаете, что же это может быть, кто это оставил?
Дети:Может быть, это одежда древних людей.
Воспитатель: а давайте, мы с вами попробуем примерить эти наряды, может и нам подойдет.
Дети: да, давайте примерим
(Воспитатель и дети надевают кусочки шкур и тесемки)
Воспитатель:Ребята, посмотрите, как нам подошел наряд, действительно так одевался первобытный человек, а значит, мы попали в далекое прошлое,которое называется «Каменный век». Ребята, а вы знаете, что древних людей еще называют пещерными жителями? Как вы думаете, почему?
Дети:Потому что они жили в каменных пещерах.
Воспитатель: Правильно, пещеры - это пустоты в земле, в которые можно попасть через отверстие на поверхности земли. А как вы думаете, почему люди искали пещеры, а не оставались спать на земле?
Дети: укрывались от дождя, ветра, зверей.
Воспитатель: все верно. Посмотрите сюда, что же это может быть?
Дети: это чье-то жилище или пещера.
Воспитатель: ребята, давайте мы с вами присядем у костра
(дети садятся у костра из веточек рядом около входа в пещеру. Включается звук потрескивания костра).
Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями, т. е. племенами. И в каждом племени был вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим старейшим.
Воспитатель: я расскажу вам историю. Давным-давно это было. На нашей зелёной планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок (показ иллюстрации древнего человека). Как он был одет, мы с вами уже знаем. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить?
Дети: еда, вода.
Воспитатель:Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел, как вы думаете?
Дети: ягоды, грибы, растения, яйца птиц, птиц, рыб, охотились на животных.
Воспитатель:Первобытные люди собирали в лесу корешки растений, семена, разные грибы и ягоды. Этим занимались женщины и дети. А мужчины племени шли на охоту за дикими животными. В те далёкие времена на земле жили мамонты. Посмотрите, на какого зверя похож мамонт? (Воспитатель показывает детям иллюстрации мамонта, саблезубого тигра и пещерного медведя.)
Дети: на слона.
Воспитатель: А чем мамонт отличается от слона?
Дети: мамонт крупнее слона и у него есть шерсть.
Воспитатель: А ещё жили тогда саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли клыками и огромные пещерные медведи. Охотились на них большими группами (мужчины одного племени). Как вы думаете, почему охотились сообща?
Дети: эти животные намного крупнее человека
Воспитатель:Добыть столь крупное животное в одиночку невозможно.
Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту?
Дети: оружие, копья, ножи.
Воспитатель: Правильно, люди изготовляли оружие. Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень (воспитатель показывает иллюстрацию). Древние люди научились делать из камня ножи, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к древку с помощью гибких растений – лиан.
Чтобы справиться с животным, его загоняли в ловушку и убивали с помощью копий или специально заготовленных ножей. Все дикие звери, боятся огня, во время ночной охоты, охотники криками и огнем гнали животное к глубокому обрыву, падая с которого мамонт разбивался. Так, древние люди охотились на диких животных.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в «игру-сюрприз», вам нужно из частей картинки собрать целую и рассказать, что на ней изображено.
(дети под музыку собирают картинку с изображением мамонта и рассказывают о ней.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились. Когда охотники приносили добычу, её нужно было приготовить, и в этом людям помогал огонь. Ребята, как вы думаете, откуда древние люди добывали огонь?
Дети: когда молния попадала в дерево, стучали камень о камень, терли сухие ветки друг о друга.
Воспитатель: В древности люди боялись огня, когда во время грозы загоралось дерево или начинался лесной пожар, они в ужасе разбегались. (Включают звуки грозы.) Однажды нашёлся смельчак, который взял горящую ветку и принёс её в свою пещеру, а потом люди научились добывать огонь, они находили два камня, которые назывались – кремень, и сильно стучали кремень о кремень – и ждали когда выскочит искра. Так появился полезный огонь в жилище человека.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте мы с вами немного отдохнем. Вставайте на ноги и повторяйте за мной (проводиться физкультминутка).
Чтобы нам добыть огонь
Трем ладонью о ладонь,
Вдруг ладошка заискриться,
И бумажка загорится
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем,
Влево вправо наклонись
И тихонечко садись.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере?
Дети: Огонь обогревал, оберегал от диких зверей, помогал готовить еду.
Воспитатель: Верно, однако, если огонь не поддерживать, то он быстро погаснет. Ребята, что надо делать, что бы огонь не погас?
Дети: чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурные по очереди подкладывали ветки и сучья в костёр.
Воспитатель: Верно, огонь стал для человека хорошим другом. Если пещера была очень большой, то в ней делали не один очаг. Если жилище не освещалось огнем очага, делали светильник из мха или шерсти, пропитав их жиром.
Эксперимент.
– Сейчас я подожгу кусочек шерсти, пропитанный жиром, и вы почувствуете, какой был в пещере запах.
Воспитатель:Так пахло в жилище древних людей.
Воспитатель: Пещерные люди отдыхали после охоты, шитья, еды. Чем же они занимались, как вы думаете?
Дети: спали, играли с детьми, рисовали
Воспитатель: Современные ученные нашли в пещерах,вот такие картинки, нарисованные древним человеком.
(показ иллюстраций рисунков древних людей)
Посмотрите ребята, как вы думаете,почему они рисовали на стенах пещер?
Дети: у них не было бумаги.
Воспитатель: в те далёкие времена люди ещё не придумали, как делать бумагу и рисовали на камне. Сначала они царапали камень или кусок дерева резцом, а потом покрывали краской. Именно поэтому рисунки так долго сохраняются, а еще потому, что в пещеру не проникают солнечные лучи, способные уничтожить древние росписи. А рисовали они то, что им было близко: людей, животных, охоту. Люди думали, что если на стенах пещеры изобразить поражённое копьём животное, то можно добиться успеха на охоте.
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, мы сможем рисовать таким же способом как первобытные люди?
Дети: да, наверное сможем.
Воспитатель: тогда я предлагаю вам попробовать себя в качестве первобытных художников. Мы будем с вами рисовать на деревянной доске камнем, который называется мел, он всем вам хорошо знаком. Мы нарисуем картину о том, что сегодня увидели и узнали о жизни и быте первобытных людей. Как вы думаете, что можно нарисовать?
Дети: Первобытных людей, как они охотились, пещеру, мамонта и т. д.
Воспитатель: Тогда давайте приступим.
(дети вместе рисуют картинку по желанию)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь посмотрим, что у нас получилось. Ребята, вам нравится картина?
Дети: да, получилось красиво.
Тогда мы ее повесим в группе, чтобы все могли увидеть, где мы сегодня побывали. Согласны?
Дети: да, согласны.
Воспитатель: Ребята, как хорошо в гостях, но дома лучше! Пора нам собираться в обратный путь. Давайте снимем одежду первобытных людей и оставим ее здесь, вдруг кто-нибудь еще отправится как мы в путешествие и попадет сюда.
(дети снимают шкуру)
Занимайте свои места в машине. Все готовы? Тогда закрываем глаза и отправляемся в путь.
(звучит таинственная музыка).
Ну, вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие? Как назывались люди, в которых мы превращались? Во что они одевались? На кого охотились? Где жили? Из чего изготавливали оружие? Как добывали огонь? Ребята, вы все молодцы!