Юлия Травина
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе с элементами ТРИЗ «Радуга знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе с элементами ТРИЗ «Радуга знаний»
ФИО педагога, должность Травина Юлия Владимировна, воспитатель.
Возрастная группа воспитанников подготовительная группа общеразвивающей направленности
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
Наименование образовательной организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Звездочка»» городского округа город Шарья Костромской области
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности
Цель закрепление ранее изученного материала.
Задачи
Образовательные : :
- Продолжать формировать мыслительные операции у детей.
- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать речь, память, логическое и творческое мышление;
Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- развивать двигательную активность;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Воспитательные:
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- Способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми.
Интегрируемые образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность) Коммуникативная, двигательная, игровая
Форма организации детей Групповая, индивидуальная.
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный) презентация, листы с заданиями для детей, карточки по цветам радуги; картинки для игр «Хорошо – плохо», «Найди лишний предмет»; листы цветной бумаги фиолетового цвета, мяч.
Планируемый результат: У детей сформированы первичные ценностные представления изученного материала.
Части НООД Деятельность воспитателя
(подробно прописываются методы и приемы по организации образовательной деятельности ( например: задает вопросы к детям; организует показ способов действий; демонстрирует образец; читает детям; осуществляет совместные игровые действия и т. п.)
Деятельность детей
(прописывает деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности ( например: отбирают необходимый материал из предложенного; высказывают свои предположения;определяют последовательность выполнения задания и т. п.)
Способы
поддержки
детской
инициативы
1 часть – вводная Цель: Вызвать интерес детей к предстоящей деятельности.
Создание образовательной ситуации В : Ребята, я знаю один секрет, оказывается вы у меня самые умные дети на свете. А знаете почему?
В: Правильно, потому что мы много с вами занимались, много знаем, многому научились. И сейчас нашим гостям мы все это покажем. Но перед этим я хочу вам рассказать сказку.
(в это время включаю музыку).
Д: Ответы детей
Вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности.
Мотивация детей
на предстоящую деятельность Воспитатель : Жили-были в радужной стране ребята. Все они были веселые и трудолюбивые. Девочки красивые, да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые. И были у них в радужной стране чудеса.
Воспитатель: А как вы думаете, какие чудеса могут быть в радужной стране?
(на экране появляется слайд с картинкой радуга)
Д: Ответы детей.
2 часть – основная
Цель: Закрепление ранее изученного материала.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми В: Посмотрите, что это? (ответы детей) Это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе. Но случилась в радужной стране беда : погасла чудо-радуга (радуга на экране пропадает) Не стало её. Девочки заплакали, а мальчики стали их утешать. Не плачьте, мы новую радугу добудем
В: Дети, а давайте мы тоже поможем найти радугу? Как вы думаете, какие волшебные слова помогут нам найти радугу? «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
В: Давайте все вместе четко произнесём эти слова.
В: Ребята, каждое слово в этой считалке обозначает определенный цвет Сколько цветов у радуги? Назовите цвета радуги. В: На какой звук начинается слово «каждый»?
В: Молодцы, посмотрите перед нами радугА. Мы будем выполнять задания на каждый цвет радуги и если мы все сделаем правильно, то, что произойдет? (снова появиться радуга).
красная полоса. «Окружающий мир»
В: Ребята, а какой верхний цвет радуги? (красный) Чтобы появился красный цвет нашей чудо – радуги посмотрите внимательно на экран (Карась. Дятел. Лиса.) Скажите, кто изображён на этих картинках? (ответы детей) Давайте поиграем в игру «Рыба. Птица. Зверь»
Игра с мячом «Рыба. Птица. Зверь» .
Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с мячом. Передавая мяч по очереди детям, воспитатель говорит: «Птица!». Тот, кто получил мяч, должен быстро назвать какую-либо птицу. Таким же образом играющие называют животных и рыб. Необходимое условие: не повторяться.
В: А теперь мы будем отгадывать загадки:
1. Долгоножка бахвалится:
Я ли не красавица?
А всего-то — косточка
Да красненькая кофточка. (Вишня)
2. Ягодку эту сорвать легко —
Ведь растет она невысоко.
Ты под листочки загляни-ка —
Там вкусная растет…. (клубника)
3. Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозреваю под снежком.
Дети, кто со мной знаком? (Клюква)
4. Вот мы ягодки, смотри,
Похожи на напёрстки малые.
Все мы под цвет зари:
Алые - преалые. (Малина)
В: Скажите, пожалуйста, что общего у всех этих загадок?
Воспитатель: Какого цвета эти ягоды?
Воспитатель: А можно ли их кушать? И что нужно сделать перед тем, как их съесть?
В: Молодцы! Вот вы и нашли красный цвет радуги! (на экране появляется красный цвет) Ребята, а какой второй цвет радуги?
Оранжевая полоса. «Математика»
В: А за оранжевым цветом мы с вами отправимся в страну «Математика».
В: Садитесь за столы. Возьмите листы бумаги в клеточку, там поставлены точки с цифрами. Вы должны соединить точки линиями он 1 до 9.
В: Что у вас получилось?
В: Ребята, я вам загадаю загадку, но отгадку вслух не произносите. Это будет ваш секрет!
Маленький хвостик я в руке держал.
Ты полетел – я за тобой побежал. (Воздушный шарик)
В: Возьмите листы с геометрическими фигурами.
Найдите отгадку в рисунке, раскрасьте отгадку карандашом такого же цвета, как и второй цвет радуги.
Какую фигуру вы раскрасили? Почему? Как вы догадались?
/ Каким цветом раскрашивали? Почему оранжевым?
В: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Теперь у нашей радуги есть оранжевый цвет?
(на экране появляется оранжевый цвет)
Какой третий цвет радуги? (Желтый)
Жёлтая полоса. «Плохие – добрые дела»
В: Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
Чтобы пройти этот этап нужно доказать, что вы умеете различать добро и зло. Посмотрите и скажите, где здесь картинки с добрыми делами и поступками, а где с плохими?
(игра «Хорошо – плохо»)
В: Объясните, почему вы считаете эти поступки добрыми, а другие – плохими? (ответы детей)
В: Теперь у нашей радуги есть желтый цвет? (на экране появляется желтый цвет)
Какой четвёртый цвет радуги?
Зелёная полоса. «Грамота»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Радуга». Повторяйте за мной.
Физкультминутка «Радуга»
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза! (Закрыть глаза руками)
Дождь прошел. Трава блестит, (Убрать руки от глаз)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжок)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Стоим на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть на коврик)
Воспитатель: С какого звука начинается слово РАДУГА? (ответы детей) А какой это звук, гласный или согласный? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Хлопки». Я буду читать стихотворение Самуила Маршака «Радуга – дуга», а вы хлопните в ладоши, если услышите слова, в которых есть звук «р».
«РАДУГА-ДУГА»
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
В: А теперь вы придумайте и назовите слова со звуком [Р].
В: Молодцы! Вот вы и нашли зелёный цвет радуги! (на плакате появляется зеленый цвет) Ребята, а какой пятый цвет радуги?
Голубая полоса. «Четвёртый – лишний»
В: Чтобы появилась голубая полоса вам надо правильно выполнить задания. Рассмотрите картинки, и скажите что лишнее.
Объясните, почему вы так думаете (игра «Найди лишний предмет»).
В: Теперь у нашей радуги есть голубой цвет? (на экране появляется голубой цвет)
Назовите шестой цвет радуги? (Синий)
Синяя полоса. Игра «Наоборот», «Что бывает»
В: А что бы найти синий цвет радуги я предлагаю сыграть в игру «Наоборот»
Я вам буду говорить слова, а вы должны сказать его противоположное значение.
Высоко – низко,
Далеко - близко
Длинный - короткий
Широкий - узкий
Толстый – тонкий
Горячий – холодный
Сладкий – кислый и т. д.
В : Следующая игра «Что бывает». Я буду вам показывать карточки определенного цвета, а вы должны подберать к названию цвета на карточке – как можно больше слов – предметов.
Зелёный – трава, лист, кофта…
Красное – пальто, машина… и т. д.
(Каждый ребенок подбирает слова – предметы к цвету)
В: Молодцы! Вот вы хорошо справились со всеми заданиями и нашли синий цвет радуги! (на экране появляется синий цвет)
Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги? Нам осталось найти фиолетовый цвет.
Фиолетовая полоса, «Оригами Радужные птички»
В: Перед вами листы цветной бумаги. А почему они фиолетовые? (ответы детей)
В: Правильно, нам осталось найти фиолетовый цвет. Вспомните, какое слово в считалке обозначает фиолетовый цвет?
В: Фазан – это кто?
Давайте сейчас сотворим чудо – радужных птичек из цветной фиолетовой бумаги (дети из цветной бумаги складывают птичек)
В: Дети, понравились вам птички?
Нашли мы с вами фиолетовый цвет? (на экране появляется фиолетовый цвет)
Д:Радуга
Д: Ответы детей
Д: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Д: У радуги 7 цветов
Д: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый.
Д: К
Д: Ответы детей
Д:Красный
Д: Ответы детей
Д: Вишня
Д: Клубника
Д: Клюква
Д: Малина
Д: Это всё ягоды.
Д: Красный цвет
Д: Можно, для этого нужно все эти ягоды помыть.
Д: Оранжевый
Д: Кораблик.
Д: Воздушный шарик
Д: Ответы детей
Д: Ответы детей.
Д: Зелёный
Дети выполняют упражнения за воспитателем.
Д: Ответы детей
Д: Голубой.
Д: Синий
Д: Фиолетового
Д: Потому что 7-я полоска у радуги фиолетового цвета.
Д: Фазан
Д: Птица
Д: Да
Создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
Этап осуществления самостоятельной работы детьми
3 часть – заключительная
Цель: Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. Вывод детей из образовательной деятельности.
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
В: Ребята, все ли цвета радуги мы с вами нашли? (ответы детей)
Какая радуга у нас получилась? (ответы детей)
Ой, смотрите, в радужной стране снова светит чудо радуга (на экране появляется слайд с картинкой радуга).
Мы помогли вернуть чудо – радугу жителям радужной страны.
И теперь у каждого из вас есть своя частичка нашей чудо - радуги – ваши радужные фиолетовые птички.
Они будут напоминать вам о чудесной радуге, которую вы нашли. Вы молодцы!
Вы были дружны и старательны!
Будьте всегда такими, и у вас все получится!
Рефлексия: На этом наше радужное приключение закончено.
Будьте всегда дружны, ребята, помогайте друг другу, только так мы научимся творить чудеса! И радужные, и настоящие!
А главное больше улыбайтесь, ведь от улыбки – станет всем светлей!
Д: Да
Д: Ответы детей.
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность