Лидия Руссакова
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе «Почему тает ледяная избушка у Лисы»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
БОУ ДПО (ПК) «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Конспект непосредственно организованной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
Публикация «Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе „Почему тает ледяная избушка у Лисы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Подготовительная группа
- Снег и лед
- Темочки
на тему: «Почему тает ледяная избушка
у Лисы?»
Аттестационное мероприятие Руссаковой Лидии Григорьевны, учителя-дефектолога Бюджетного общеобразовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, претендующую на первую квалификационную категорию по должности «Учитель-дефектолог»
г. Чебоксары, 2017 г.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательные задачи: расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда, свойства снега и льда, формировать представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое: снег и лед тает от источника тепла; познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро под1ниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце); расширять лексический запас слов, активизировать словарь детей прилагательными (признаками, глаголами (действиями) продолжать учить образовывать родственные слова к слову «снег».
Коррекционно-развивающие задачи: развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая органы чувств : зрение, слух, осязание, обоняние; слуховое внимание, развивать мышление и связную речь, развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи: воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности и инициативности, воспитывать у детей интерес к изменениям происходящим в природе.
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за снегом и льдом, за весенними изменениями в природе на прогулке, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна», чтение стихотворений, загадок о весне, чтение сказки «Заюшкина избушка», лепка снеговика на прогулке, беседа на тему «Времена года», рисование сюжетных рисунков на тему: «Весна», ознакомление с художественной литературой, "Весна" (И. Соколов-Микитов, "Четыре желания" (К. Ушинский).
Предварительная работа педагога: изучение методической литературы: «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» С. В. Машковой, Г. Н. Суздалевой и др. ; «Четыре времени года. Книга для воспитателей детского сада» С. Веретенникова; подготовка оборудования; заучивание стихотворений, физкультминуток; разучивание «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Савина Л. П. ; зрительная гимнастика по стихотворению С. Маршака «Как просыпается весна», составление конспекта непосредственно организованной деятельности.
Словарная работа:
пассивный словарь: видео-сообщение, научная лаборатория, лаборант, свойства, исследования, контейнер, объект, признаки;
активный словарь: опыт, тепло, земля, природа, погода, почва, ледоход, разлив, снег, лед, сосулька, весна, ручей, солнце, проталина; холодный, белый, жесткий, гладкий, рыхлый, грязный, мокрая; греет, припекает, ласкает, согревает, чернеет, тает, наступает;
Индивидуальная работа: с Димой С. добиваться повторения слов-признаков о весне, с Эвелиной А. продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом.
Методы и приемы:
- наглядные, демонстративный материал (видео-сообщение, работа с картинками, игра «Четвертый лишний»);
- практические (опыты-эксперименты со льдом, со снегом, опыт «мокрая земля», пальчиковая гимнастика, опыт «Рассматривание снега под микроскопом», создание теплого ветра с помощью фена, физкультминутка, практическая работа с картинками возле мольберта);
- словесные (приветствие, пальчиковая гимнастика, составление рассказа по картинкам, игра «Заверши предложение»);
Материал и оборудование: колокольчик, средства ИКТ, электронное видео-сообщение, белые халаты и шапочки, две миски со снегом и льдом, пластмассовые ложки, емкости для снега на каждого ребенка, варежки, картинки по теме «Весна», мольберт, фигурки, микроскоп, контейнеры с сухой землей по количеству детей, настольная лампа, фен, презентация к игре «Заверши предложение», картинки к игре «Четвертый лишний», бумага в большую клетку по количеству детей, карандаши по количеству детей, салфетки для стола, отельные слайды с картинками о весне.
Ход НОД
Учитель-дефектолог зазывает детей на непосредственно образовательную деятельность :
Колокольчик, зазвени!
Всех ребяток позови!
Как услышат – прибегут
И со мной играть начнут.
Учитель-дефектолог с детьми образовывают круг и приветствуют друг друга:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
Внезапно приходит электронное сообщение, издается соответствующий звук.
Учитель-дефектолог обращая внимание детей на экран: Ребята, пришло к нам видео-сообщение. Кто же к нам написал? (Педагог открывает электронный файл)
Лиса: «Здравствуйте ребята, пишет вам лиса из сказки «Заяц и лиса». Моя избушка, сделанная изо льда, тает! Снег вокруг ледяной избушки стал рыхлым и грязным. Речка разливается. А недавно за избушкой, снег протаял и земля там совсем мокрая. Что происходит, ничего не понимаю. Помогите мне!».
Учитель-дефектолог: А чтобы понять, что происходит на лесной опушке у Лисы, приглашаю вас в научную лабораторию (Дети проходят к столам).
Раз, два, три,
Вокруг себя ты обернись
И в лаборанта превратись!
Учитель-дефектолог: Оденьте, пожалуйста, халаты и шапочки юные лаборанты. Сегодня мы с вами рассмотрим снег и лёд в нашей научной лаборатории и узнаем, какими свойствами они обладают? Займёмся исследовательской работой.
Опыт 1. «Определяем состояние льда в тепле» Ребята, вы помните, что вначале письма говорилось о том, что сделанная изо льда избушка тает! (педагог кладет перед каждым ребенком кусочки льда в отдельные пластмассовые емкости). Перед вами кусочки льда. Потрогайте его, посмотрите, понюхайте и скажите, какой он?
Дети: Лёд холодный, жесткий, гладкий.
Учитель-дефектолог: Оденьте на одну руку варежку. Положите на ладошку кусочки льда. Что с ними происходит?
Дети: Он тает.
Учитель-дефектолог: Во что превращается лед?
Дети: Лед превращается в воду.
Учитель-дефектолог: Сравните, где быстрее тает лед?
Дети: Быстрее лед тает на ладошке без варежки, чем на ладошке, одетой в варежку.
Учитель-дефектолог: Почему тает лед на ладошке без варежки быстрее, чем на руке, одетую в варежке?
Дети: Ладошка тёплая, лед тает от тепла.
Учитель – дефектолог: наши ладошки и пальцы разогреем
Пальчиковая гимнастика
Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)
Сели на карниз. Выставить ладошки вперед.
Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.
Посмотрели вниз. Опустить ладошки вниз.
Посмотрели, Снова выставить ладошки вперед
чем заняться? Пожать плечами.
Стали каплями кидаться. Пальцами соответствующие движения.
Учитель-дефектолог: Мы можем сделать вывод: лед - это вода. А в тепле лед тает быстрее. Отчего тает ледяная избушка лисички?
Дети: От тепла лед тает.
Дети вместе с педагогом выделят первый признак весны: «тает лед, капают сосульки от тепла» и вывешивают его на мольберте.
Учитель-дефектолог: В природе больше тепла исходит от солнца, оно пригревает все: землю, объекты на нем, даже воздух!
Опыт 2. «Снег и лед» : Перед вами лежат фигуры (педагог кладет перед каждым ребенком прозрачный пластмассовый контейнер прямоугольной формы с двумя фигурками и просит детей укрыть их по отдельности снегом и льдом). А теперь, мы с вами определим, увидим ли мы наши фигуры через снег и лед. Что вы можете сказать, ребята?
Дети: Через снег мы не видим фигуры, а через лед – видим, потому что снег имеет цвет, а лед- прозрачный.
Опыт 3. Ребята, перед вами снег (педагог кладет перед каждым ребенком комочки снега в отдельные пластмассовые емкости). Потрогайте его, посмотрите, понюхайте и скажите, какой он?
Дети: Холодный, мягкий, пушистый и белого цвета.
Учитель-дефектолог: Ребята, кто из вас помнит, о чем еще говорилось в письме Лисы?
Дети: О том, что снег стал грязным.
Учитель-дефектолог: Ребята, наверное все из вас пробовали снег на вкус? Какой он по вкусу?
Дети: Безвкусный.
Учитель-дефектолог: Снег не только безвкусный, но и грязный, предлагаю рассмотреть его под микроскопом.
Опыт «Рассматривание снега под микроскопом»
Учитель-дефектолог: Смотрите внимательно. Какой снег вы видите под микроскопом?
Дети: Снег грязный. Грязь – частички мусора, пыли, элементы выхлопных газов.
Учитель-дефектолог: Мы можем сделать вывод: снег грязный, в нем могут находиться частички мусора. Можно брать его в рот?
Дети: Нельзя, снег грязный и холодный можно заболеть.
Опыт «Вода из снега». Учитель-дефектолог: Положите на ладошку немного снега. Что с ним произошло? Что быстрее тает : снег или лед?
Дети: Снег тает быстрее.
Учитель-дефектолог: Почему снег тает быстрее, чем лед?
Дети: Потому что снег рыхлый, а лед – плотный.
Учитель - дефектолог: Во что превратился снег?
Дети: В воду.
Учитель-дефектолог: Мы можем сделать вывод: снег – это тоже вода. А в тепле снег тает быстрее. Отчего снег тает возле лисичкиной избушки?
Дети: От солнца, оно пригревает, от солнечного тепла снег тает.
Дети вместе с педагогом выделят второй признак весны: «тает снег от тепла» и вывешивают его на мольберте.
Опыт 4. «Мокрая земля»
Учитель-дефектолог: Ребята, Лиса пишет, что за избушкой, снег растаял и земля там совсем мокрая. Что значит, снег протаял до земли?
Мы с вами возьмем контейнеры с сухой землей, наложим на землю сверху снег и отнесем наши контейнеры поближе к солнцу, а вместо солнца у нас настольная лампа (включает настольную лампу). Посмотрите, какое у нас солнышко - яркое, теплое. (Предлагает подержать ручки в потоке теплого света от лампы). Дети относят контейнеры с землей и со снегом к настольной лампе.
Физкультминутка: Солнце, солнце высоко
(на цыпочках, руки тянем вверх)
Нам от солнышко тепло
(легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей (приседание)
Звонко побежал ручей
(бег по кругу)
Вы за ручейком бегите.
Лужи все перешагните, (ходьба по кругу)
Педагог с детьми подходит к контейнерам и рассматривают процесс исчезновения снега. При этом, учитель-дефектолог воссоздает теплый ветер с помощью фена: Весеннее солнце и весенний теплый ветерок помогают снегу таять. Куда же он исчезает?
Дети: Снег превращается в воду и впитывается в землю. Там где он протаял, появляется земля.
Учитель-дефектолог: Действительно, там, где протаял снег, появляется земля. Протаял – проталина, это у лисы вокруг дома появились первые проталины. Ребята, вместе повторите: появились …. (дети повторяют).
Учитель-дефектолог: Мы можем сделать вывод: проталина – это место, где лежал снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной.
От весеннего солнечного тепла тают снег и лед, они превращаются в воду. Если зимой было много снега, значит, будет много воды. Часть воды впитывает в себя земля, а то, что не впитается землей, потечет ручейками в большие реки и моря.
Учитель-дефектолог: Подскажите пожалуйста, к какому времени года относятся следующие признаки (педагог показывает на мольберте изображения) :
1. Таяние снега.
2. В городах на дорогах появляются лужи, а под крышами домов – сосульки, поэтому на солнышке образуются капли, падающие с крыш, в лесу видны проталинки, на реке начинается ледоход.
3. Солнце поднимается высоко над горизонтом, оно не только светит ярче, но и согревает все вокруг. Небо светлое, с голубизной по которому плывут легкие облака.
4. День становится длиннее, а ночь короче.
5. Температура воздуха днем плюсовая, что приводит к прогреванию почвы.
6. В результате растаявшего снега и льда вдоль реки разливается вода, которая приводит к половодью.
Учитель-дефектолог: Ребята, а вы догадались, почему тают снег и лед? Почему река разливается, откуда появилась мокрая земля? Да, верно, это признаки весны. Ребята, лисья избушка начала таять, потому что наступает весна!
Сейчас с вами поиграем в игру «Заверши предложение» (педагог показывает презентацию по игре).
Учитель - дефектолог: Предлагаю вспомнить остальные признаки весны с помощью игры «Четвертый лишний» (педагог предлагает индивидуальные карточки, в которых ребенок зачеркивает лишний признак)
Учитель – дефектолог: Молодцы ребята, справились с заданием, совместно вспомнили признаки весны, проявления весенней природы.
Зрительная гимнастика «Как просыпается весна»
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
(С. Я. Маршак)
Широко открыть глаза
Потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глазки
Посмотреть вверх
Смотреть влево-вправо
Посмотреть в центр, кончик носа
Поморгать глазками
Учитель-дефектолог обращается к детям: Юные исследователи, напомните пожалуйста отчего у Лисы начала таять избушка?
Дети: От солнца, от солнечного тепла.
Учитель-дефектолог: Мы можем сделать вывод: лед и снег тают, это не надежный материал, чтобы строить избушку. Как же мы можем помочь лисе?
Дети: нарисовать графическую схему: «Избушки».
Учитель-дефектолог: А перед вами юные исследователи, необычные чертежи (детям предлагается графический диктант «Избушка») : Возьмите карандаш в руку и поставьте его там, где нарисована точка и цифра 1. Проведите линию влево на 4 клетки к цифре 2, а теперь линию вверх на 4 клетки к цифре 3, дальше вправо вверх к цифре 4. Дальше вправо вниз к цифре 5, а теперь вниз к цифре 1. Что у вас получилось?
Дети: получилась схема: «Избушки».
Учитель-дефектолог: Предлагаю в середине нарисовать окошко и провести линию от цифры 3 к цифре 5.
Учитель-дефектолог: Из каких материалов можно строить избушки и дома?
Дети: Из кирпича, бревен, камня, глины.
Учитель-дефектолог: Мы вместе посоветуем нашей Лисе построить избушку из прочных материалов или сделать себе жилище, которое называется норой.
Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята. Вы настоящие исследователи, предлагаю на сегодня закончить наши исследования.
Раз, два, три
Вокруг себя ты обернись,
и в детский сад скорей вернись.
Учитель-дефектолог: Ребята, что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? Понравилось вам быть лаборантами?