Оксана Вагнер
Конспект непосредственно образовательной области в старшей группе «Бурые и белые медведи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной области в старшей группе «Бурые и белые медведи»
Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать представления детей о диких животных Севера, Сибири.
2. Систематизировать представления детей об умении животных
Публикация «Конспект непосредственно образовательной области в старшей группе „Бурые и белые медведи“» размещена в разделах
приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
Развивающие:
Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать
выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа: Чтение Е. Чарушина «Медвежата», русская народная сказка «Хвосты»; Рассматривание картины «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкина; Беседа «Как животные приспособились к зиме».
Д/игры «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».
Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, видео-сказка «Белый мед-
ведь и бурый медведь», «чудесный мешочек», дидактическая игра «Кто что
ест?», набор для экспериментирования «Почему белый медведь не мёрзнет в холодной воде».
Ход занятия:
Дети заходят в группу. На полу находят красивую коробочку.
Воспитатель:(Загадочно) Ребята посмотрите здесь какая-то коробочка. А можно ли ее трогать руками?
А что там может оказаться? (ответы детей)
Ребята, а как можно проверить коробку на наличие взрывчатых или других опасных веществ? (ответы детей)
Воспитатель: У меня есть миноискатель. Сейчас мы просканируем эту коробку и узнаем угрожает она для нашей жизни или нет. (Взрывного устройства не обнаружено). Теперь мы можем открыть эту коробочку. (Воспитатель достает из коробки мед, рыбу, грибы, ягоды).
Воспитатель: Кому всё это? Посмотрите здесь есть письмо. Кто –то может прочитать?
(Ребенок читает): Дорогой мой братишка! Посылаю тебе свои любимые лакомства.
Воспитатель: Как вы думаете кому все эти лакомства?
Дети: Медведю.
Воспитатель: (Удивленно) Какому медведю? Правда ли белому медведю? А медведи все одинаковые?
Дети: Бывают разные медведи.
Воспитатель: А в нашей стране какие медведи живут?
Дети: Бурые и белые.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим мультфильм. Может мультфильм поможет нам разобраться в том, кому предназначены лакомства? Давайте посмотрим сказку о том, где живут белые и бурые медведи? (Смотрят ненецкую сказку «Белый и бурые медведь»)
Воспитатель: И посей день- белый медведь живёт на севере, а где живёт бурый медведь?
Дети: В лесу, в тайге, в Сибири.
Воспитатель: Ребята, а почему на Севере нельзя встретить бурых медведей?(ответы детей).
Правильно. а теперь понятно для кого эти лакомства? Давайте убедимся.
Воспитатель: Раз медведи живут в разных местах, они чем-то отличаются между собой по внешнему виду?
Дети: Они отличаются цветом. У белого медведя белая шерсть, а у бурого-коричневая.
Воспитатель: А бурая это какая?
Дети: Бурый цвет-это сочетание нескольких цветов, коричневого с рыжим.
Воспитатель: Скажите, а какому медведю мы можем отправить эти лакомства?
Дети: Для белого медведя.
Воспитатель: Ну и бурый кушает это же. Про медведя в народе говорят медведь-обжора. Ребята, а почему медведи так много едят?
Дети: Чтобы накапливать жир.
Воспитатель: Верно. Как накапливает бурый медведь свой жир?
Дети: Всё лето медведь ест грибы, ягоды, коренья, муравьёв, ловит рыбу.
Воспитатель: Для чего бурый медведь накапливает жир?
Дети: Чтобы всю зиму спать. Во время сна медведь расходует свой жир.
Воспитатель: Верно, молодцы ребята. Вы знали, что медведи спят чутко, если их разбудил посторонний шум, медведи выходят из берлоги и становятся очень опасными. Кто знает, как называют такого медведя?
Дети: Медведь –шатун.
Воспитатель: Шатун бродит по лесу в поисках пищи и злобно ревет.
Воспитатель: А для чего белому медведю нужны запасы жира? А он спит зимой? А что он делает?
Дети: Белый медведь не спит зимой, он много плавает в холодной воде, поэтому, чтобы он не замёрз, ему нужны запасы жира.
Воспитатель: Как вы думаете холодно медведю в ледяной воде? А почему?
Дети: Нет. Благодаря жиру медведь не мерзнет в ледяной воде. (рассуждения детей)
Воспитатель: А давайте проверим. Почему белый медведь не мерзнет в холодной воде?
Ребята, сейчас будем проводить эксперимент. Встаньте так, чтобы друг другу не мешать.
В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая, т. е. покрытая тонким слоем воды. И если бы ударил мороз, то эта вода во чтобы превратилась?
Дети: В корочку льда.
Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром. (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили?
Дети: Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть эти капли слетят с руки. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превратиться в лёд.
Воспитатель: Ребята, теперь объясните почему белый медведь не замерзает?
Дети: Тело у белого медведя покрыто толстой шкурой и толстым слоем жира. Благодаря жиру, вода скатывается с шерсти и не впитывается.
Дети: Они не приспособлены к холодным условиям, не вынесут сильного мороза, замёрзнут.
Воспитатель: Ну а чтобы мы тоже не замёрзли, давайте с вами подвигаемся.
Физкультминутка «Где-то на белом свете».
Воспитатель: Ребята, ну теперь то узнали для кого предназначены лакомства?
Дети: Да. Для белого медведя (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим. Поиграем в игру «Кто, что ест?» и посмотрим,чем питаются белые и бурые медведи. Посмотрите, у меня в чудесном мешочке лежат фишки. Возьмите любую фишку и переверните её. У кого фишка белого цвета подойдите к картинке, на которой изображён белый медведь, у кого зелёного цвета, к бурому медведю. На столах лежат картинки. Вам нужно выбрать то, чем питается медведь. 1-ой команде белый медведь, 2-ой команде бурый. Давайте сравним пищу медведей.
Дети: Бурый медведь питается ягодой, грибами, корешками, мёдом, рыбой. Белый медведь питается рыбой, тюленями, моржатами, писцами, брусникой, морошкой, лишайниками.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Так для кого все-таки были лакомства? Верно, лакомства предназначены для белого медведя. А кто их отправил?
Дети: Бурый медведь.
Воспитатель: Как вы думаете понравятся эти лакомства белому медведю?
Дети: Да.
Воспитатель: А белый медведь этим питается?
Дети: Он питается рыбой и ягодой.
Воспитатель: А мед с грибами ему понравятся? (ответы детей)
Ребята, а вам что сегодня понравилось на занятии? А что нового вы узнали? (Ответы детей) А давайте помашем северному мишке и скажем ему до свидания. Ну а сейчас давайте пройдем в группу и будем собирать посылку для белого медведя.