Ольга Бычкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «История зеркал»
Цель:
- формировать навыки исследовательской деятельности
Задачи:
Обучающая: формировать знания о свойствах и качествах стекла;
умение детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы;
формировать умение действовать по инструкции;
уметь рассуждать, делать выводы;
Развивающая: развивать качество безопасности, при работе с хрупким материалом (зеркало);
развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность :
расширять словарный запас детей;
активизировать речь детей; расширять словарный запас детей;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „История зеркал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
развивать внимание, память, мышление, воображение, логическое мышление;
Воспитывающая: вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, создавать ситуацию успеха.
Материал к занятию: речной песок, лупы, стеклянные бутылочки, сундук, аудиозаписи, таз с водой, фонарик, зеркала (по два на каждого ребенка)
Ход занятия:
Ребята, посмотрите вокруг. Сегодня наша группа превратилась в волшебную комнату, где нам предстоит это волшебство разгадать.
Вот у меня в коробе речной песок. Давайте его внимательно рассмотрим. Поможет рассмотреть песок прибор-лупа.
-Из чего состоит песок? Песок состоит из мельчайших песчинок, но зачем он здесь?
Дети, рассматривая песок, находят маленькие стеклянные бутылочки, пробирки, флаконы от духов.
-Как вы думаете, почему вместе с песком оказались эти предметы?
Песок важнейший компонент (часть) из чего делают стекло.
–Правильно! Давайте поиграем в логические пары. Надо к слову стекло подобрать логическую пару и доказать.
Сегодня я, предлагая вам быть исследователями.
А знаете ли вы, что были такие времена, когда человек не знал, что такое стекло. Кто знает легенду о случайном открытии стекла?
-Однажды в давние времена моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костёр и завели разговоры. Чтобы костёр не погас, его обложили кругом комками соды. Ночь и усталость взяли своё : моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление утром, когда вокруг потухшего костра они нашли блестящие камушки – капли, которые образовались из сплава песка и соды.
Предлагаю детям подойти к столу.
-Ой, ребята, смотрите, я увидела красивый сундучок. Может посмотрим, что в нем? (звучит голос)
-Нет, нет, не трогайте сундучок. Чтобы его открыть нужно угадать, что там лежит.
Не смотря в окошко,
Был один Антошка.
Посмотрел в окошко,
Там второй Антошка.
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?
-Правильно, это зеркало. Вот и открылся сундучок. А какие красивые зеркала в нем лежат.
-А кто знает для чего нужно зеркало?
-Правильно, зеркало –очень нужная вещь в доме.
-Как вы думаете, где человек впервые увидел свое отражение? (на поверхности воды). Да, поверхность спокойной воды не зря называют зеркальной. Думаю, древние люди впервые смогли увидеть свое отражение в водной глади. Но это отражение может вмиг исчезнуть-почему? Когда ветерок рябил воду, в ней были видны только солнечные блики.
-А кто из вас помнит, как появились первые зеркала?
Долго он полировал металл
Сам себя там увидал
И предмет он
Зеркалом назвал.
(находя маленький кусочек металла, человек его долго полировал, пока себя в нем не узнал. Затем после долгих опытов, люди научились плавить серебро и наносить его на стекло. После чего они могли себя видеть).
-Оглянитесь и скажите, какие предметы, находящиеся в нашей волшебной комнате, можно использовать в качестве зеркала. Чем отражение в этих предметах отличается от настоящего, зеркального?
Исстари с зеркалом было связано множество примет. Если разбить зеркало- произойдет несчастье. Смотреть в разбитое зеркало- к болезни. Нельзя вешать зеркало напротив двери и кровати-удачи не будет.
В наше время зеркала изготавливают на стекольных заводах. Как их используют и где? (витрины, в парикмахерской, стоматолог, автомобильное зеркало)
-Любая хозяйка, выбирая зеркало, внимательно рассматривает его. Расскажите, какими свойствами обладает зеркало? (твердое, холодное, хрупкое, гладкое….)
-А теперь поиграем с зеркальцем, представьте, что вы водители. Вам необходимо отъехать вперед или назад. Но вы с помощью зеркала должны увидеть, что или кто находится за спиной, справа или слева. (ребенок поворачивается спиной к детям. Зеркало держит справа, за тем слева и называет то, что он видит в зеркальном отражении).
-Помните, мы смотрели мультфильм «зеркальце»? Что хотела героиня мультфильма? (чтобы ее все хвалили)
-Давайте и мы похвалим себя, глядя в зеркальце. (дети по кругу передают зеркальце и глядя в него называют какие они).
Ребята, как вы думаете можно из одного яблока сделать 3, 5,или 7 не используя режущие предметы?
-Ребята, а вы знаете, что фокусники иногда в своих трюках используют зеркальный лабиринт. Посмотрите, что произойдет, если поставить рядом несколько зеркал.
Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.
Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.
Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Зеркала нужны представителям разных профессий: парикмахерам, продавцам, ученым, водителям, фокусникам. Известны случаи, когда зеркала помогали людям подать сигнал бедствия.
Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. Как с помощью зеркала можно подать сигнал проплывающему вдали кораблю? (правильно можно пустить солнечный зайчик).
-А теперь с помощью зеркала пригласим в гости радугу. (воспитатель устанавливает зеркало в емкость с водой. Один ребенок направляет на зеркало фонарик, второй, который стоит рядом, держит лист белой бумаги. На листе должны появиться радужные блики.)
Звучит музыка. Физминутка «Зеркальное отражение»
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья –
Я иду, и ты идешь 1,2,3 (шагаем)
Я в ладоши хлопаю 1,2,3 (хлопаем)
Мы прыгаем, и мы плывём
Очень дружно мы живем (взялись за руки).
А теперь попробуем предмет сделать целым и оживить его. Игра «Сделай предмет целым» (половинку изображенного предмета подставляют к зеркалу). Какие предметы у вас получились.
Ребята, смотрите в сундучке есть слова загадки. Вам понятно, что здесь написано. Я поняла – это Зеркальный шифр он очень простой, но при этом и очень интересный. Зеркальные слова пишутся в другую сторону, и чтобы их прочитать, нам надо показать шифр в зеркале. Разгадываем шифры. (зеркало, дети, стекло, песок)
-Вот и закончилось наше путешествие по волшебной комнате. Многое узнали и многое вспомнили, нам было очень интересно. Посмотрите в свои зеркала, пусть ваше отражение во всех зеркалах всегда вам улыбается.