Ольга щендрыгина
«Весна. Изменения в природе». Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления дошкольников об изменениях в природе весной.
Задачи:
Коррекционно-образовательная :
• Обогащение и активизация словаря (первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей животных и птиц).
• Развитие связной речи, использование в речи развернутых предложений.
• Закрепление навыков произносительной стороны речи (правильное произношение звуков, грамматических категорий).
Образовательная :
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
• Закреплять навыки ориентировки в пространстве.
• Закрепление примет весны, названия весенних месяцев.
• Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.
Коррекционно-развивающая:
• Развивать координацию речи с движением.
• Формировать речемыслительную деятельность.
• Формировать творческое воображение.
• Развивать речевое дыхание и тонкую моторику.
Развивающая:
• Развивать память, связную речь.
• Развивать учебные навыки: умение слушать воспитателя, отвечать на поставленный вопрос, развитие внимания, мышления.
• Развивать у детей способность активного общения с взрослым, с интересом отвечать на его вопросы, совместно решать проблемные ситуации. Вызвать у детей интерес к окружающему.
Воспитательная.
• Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
• Воспитывать инициативность, самостоятельность.
• Вызывать положительные эмоции в беседах об окружающей природе.
• Вызывать у детей желание заботиться о природе. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления о весенних признаках.
Оздоровительная:
• Укрепление дыхательной мускулатуры.
• Коррекция зрения.
• Развитие общей и мелкой моторики.
Предварительная работа:
• Наблюдения на прогулках;
• Рассматривание картин и иллюстраций о весне;
• Отгадывание загадок;
• Беседа о насекомых.
Образовательные области :
• Социально-коммуникативное развитие.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
Методические приемы: вопросы, рассматривание картинок, просмотр видеофильма, игры, чтение стихов, сюрпризный момент.
Оборудование:
• телевизор, видеомагнитофон, проектор, видеокассета «Времена года», музыка природы для детей – «Сказки венского леса»;
• «портреты» весенних месяцев (иллюстрации, картинки или фотографии с характерными признаками того или иного месяца);
• картинки:
цветы – мать-и-мачеха, одуванчик, сон-трава, первоцвет, фиалка;
животные – медведь, лиса, заяц, волк, белка;
птицы – скворец, кукушка, аист, ласточка, грач, журавль;
• игрушки-насекомые: жук, муха, кузнечик, пчела, муравей, бабочка;
• конверт с карточками на каждого ребенка с изображением силуэта бабочки для раскрашивания, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами посмотрим отрывок из видеофильма «Времена года» (о весне).
После просмотра фильма воспитатель загадывает стих-загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь со снежной встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
( Далее идут вопросы по предложенной теме:
- Как вы догадались, что это весна?
О каких приметах говорится в стихотворении?
Какие приметы весны вы заметили в отрывке видеофильма?
А какое время года сейчас?
Почему вы так думаете)
Воспитатель: Да, дети, совершенно верно, наступила весна!
Дети, а давайте вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?
- Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май). Какой сейчас месяц?
(Идут ответы детей, их поощрения)
- Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и поздняя весна. Как вы думаете, в каком месяце какая весна?
(Ответы детей)
Воспитатель: сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить к какому периоду весны они относятся.
Почему вы так думаете? (Дети подходят к столу, берут по очереди картинки, на которых изображены разные периоды весны, называют их и объясняют, почему они так думают).
Воспитатель: в жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и воспитатель рассказывает: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней. Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.)
Воспитатель: Дети, а весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови цветок».
На доске размещены картинки разных весенних цветов изображением к доске. Ребёнок подходит каждый по одному, берёт любую картинку и называет изображенный на ней цветок. Составляет о нем 2-3 предложения.
В ходе игры воспитатель объясняет детям названия цветов – первоцвет, мать-и-мачеха. Рассказывает детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.
Воспитатель: ребята, а хотите мы сейчас с вами превратимся в цветы?
Физкультминутка (мультимедийное сопровождение) :
Наши первые цветы распускают лепестки, (руки в стороны)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Дуют на руки, и они качаются)
Наши первые цветы закрывают лепестки. (Ладошками закрывают глаза)
Тихо засыпают, головой качают. (Головой качают и приседают)
(Выполняют движения согласно тексту.)
- Но не только цветы появляются весной.
Давайте поищем, кто спрятался у нас в группе под цветочками.
Дети с воспитателем находят насекомых (муляжи).
Воспитатель проводит беседу о насекомых:
• Каких насекомых мы уже видели на улице?
• Какие насекомые скоро появятся?
• Кто из насекомых приносит вред?
• А какие насекомые приносят пользу?
(Дети рассматривают насекомых и рассказывают о них).
Сюрпризный момент: появляется воспитатель в костюме «Весны», приносит подарки (карточки с изображением силуэта бабочки, которые нужно раскрасить).
Весна : ребята, я решила к вам зайти в гости и с собой принесла сюрпризы. У меня есть бабочки, но они скучные, не яркие. Помогите мне их разукрасить, согласны?
Дети приступают к рисованию. В процессе рисования звучит мелодия музыка природы для детей «Сказки венского леса»
По окончанию рисования, весна просит, кому понравилось сегодня заниматься, бабочек повесить на цветок, а кому нет на листик цветочка. Весна прощается и уходит.
Список литературы:
1. Кузнецова Е. К., Тихонова И. А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет : Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).
2. Скоролупова О. А., Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003. – 64 с.
3. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 48 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)
4. Шорыгина Т. А., Какие месяцы в году? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 64 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)
5. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 96 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)
6. Шорыгина Т. А., Какие звери в лесу? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 96 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)