Анна Алексеева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир предметов»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Расширение представления детей о предметах рукотворного мира.
Программное содержание:
1. Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг.
2. Закреплять в речи детей слова, обозначающие названия бытовой техники, посуды, инструментов, предметов для изотворчества, ввести в словарь детей новые слова: рубель, валик, жаровня.
3. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к предметам рукотворного мира.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие в мир предметов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
4. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.
Предварительная работа :
• Чтение художественных произведений Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», О. Емельяновой «Что включается в розетку»,
• Загадывание загадок о предметах.
• Д / игры «Что сначала, что потом», «Почемучка», «Узнай материал», «Из чего сделаны предметы?», «Чудесный мешочек» и др.
• Рассматривание энциклопедий, иллюстрированного материала, познавательных ширм «Чух - чух, чух - чух, разгорелся наш утюг» (история утюга, «История пылесоса», «История плиты».
• Классификация (наклеивание картинок на ватман) предметов домашнего обихода.
Материалы и оборудование:
• Два больших конверта - один без адреса, другой красочный с адресом детского сада (письмо от Незнайки);
• панно-рюкзак, к нему предметные картинки : тарелка, ложка, кружка зеленого цвета; топор, пила, молоток жёлтого цвета, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера красного цвета; краски, альбом, кисточка, карандаши - синего цвета;
• картинки с точечными рисунками (техника, инструменты, фломастеры, ножницы;
• предметы современной бытовой техники (реальные) : пылесос, утюг, чайник, кофеварка, тостер («Музей говорящих предметов»);
• старинные предметы : деревянный утюг, угольный утюг;
• предметы для уборки помещения: веник, совок, щётка;
• сундук;
• стулья, руль, имитация ворот (из мягких модулей) с надписью: «Цветочный город»;
• музыкальное сопровождение: «Звуки дороги, машин».
Ход: Дети сидят на ковре полукругом. Педагог сообщает детям, что на адрес группы прислали конверт, восхищается какой он большой, красочный, даёт рассмотреть детям.
Воспитатель: Как вы думаете, что в конверте? (предположения детей : сюрприз, письмо)
- Кто нам мог написать письмо? (выслушивает ответы детей)
- Вы хотите узнать от кого письмо? (да).
- Давайте прочитаем!
Воспитатель открывает конверт, читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал, что вы интересуетесь разными предметами! В нашем Цветочном городе мы любим придумывать необычные предметы и будем рады, если вы поделитесь своими находками. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир вещей. Желаю успеха. Ваш друг. Незнайка!»
Воспитатель: - Ребята, а как называется наша группа? (Ответы детей). Верно, наша группа называется «Цветочный город», а живут здесь знаменитые выдумщики и известные изобретатели. Хотите, попутешествуем по нашему Цветочному городу? Чтобы отправиться в путешествие, нам надо собраться в дорогу и положить в рюкзак вещи, которые могут пригодиться в пути.
Игровое упражнение на группировку предметов «Собери рюкзак в дорогу». Дети раскладывают на панно-рюкзак предметы в соответствии с заданным цветом, первый ряд в рюкзаке раскрашен зеленым цветом, второй – желтым, третий - красным, четвертый - синим.
Рассматривают и называют получившиеся группы предметов : первый ряд - посуда (тарелка, ложка, кружка);
второй ряд - инструменты (топор, пила, молоток);
третий ряд- техника (магнитофон, фотоаппарат, видеокамера);
четвертый ряд - предметы для рисования (краски, альбом, кисть).
Воспитатель: - Какие предметы вы положили в рюкзак в первый ряд? Как назвать одним словом? Для чего нужны эти предметы в дороге? (ответы детей). Аналогично проверяем второй, третий, четвертый ряд.
Воспитатель: Ребята, теперь мы готовы отправляться в путешествие по Цветочному городу. Возьмём с собой письмо и пустой конверт и всё, что нового и интересного узнаем в путешествии, будем складывать в этот конверт! Воспитатель: - На чём же мы поедем по городу? ( Ответы детей: автобус, такси, и т. д.). Предлагаю построить автобус.
Дети строят автобус из стульев и мягких модулей и выбирают водителя, занимают места в автобусе. Звучит музыка со звуками машин. Музыка затихает, автобус останавливается.
Воспитатель: - Посмотрите, автобус остановился у «Мастерской для изготовления разных предметов». Здесь самый умный коротышка – Знайка трудится над изобретением разных предметов. Давайте подойдем и посмотрим поближе. Ребятки, здесь есть даже рисунки того, что хочет изготовить Знайка, но правда они-какие- то непонятные, видны одни только точки и цифры.
Воспитатель: - А как же нам узнать, что хочет сделать Знайка?
Педагог выслушивает ответы детей, предлагает ребятам сесть за столы и соединить рисунки по точкам.
Воспитатель: - Что у вас получилось? (ответы детей – инструменты и техника).
Воспитатель собирает рисунки в конверт.
Физкультминутка «Мы строгали, мы строгали» Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился у нас дом.
Педагог предлагает детям сесть на ковер.
Воспитатель: - Продолжаем путешествовать по Цветочному городу. Просьба занять свои места в автобусе.
Звучит музыка со звуками машин.
Воспитатель: - Следующая остановка «Музей говорящих предметов». Здесь, ребята, хранятся изобретения известных механиков Цветочного города - Винтика и Шпунтика. Эти предметы могут рассказать о себе много интересного. Давайте подойдём и рассмотрим.
- Какую чудо - технику вы узнали?» ( дети перечисляют: пылесос, утюг, чайник, кофеварка, тостер). Посмотрите, что общего между этими предметами? ( ответы детей: эти предметы облегчают домашний труд, их нужно включать в электросеть, это электроприборы).
Дети садятся в музее на стульчики.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что бытовые приборы не всегда так выглядели? Интересно как человек прибирал свое жилище и разглаживал белье в древние времена.
Воспитатель достаёт из сундука веник, щетку, тряпочку, валик для одежды.
Воспитатель: - Для чего нам нужны эти предметы? (выслушивает ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, молодцы. Все эти предметы человек использовал для уборки с давних времен, а вот пылесос появился совсем недавно. А вы любите помогать маме убирать в доме? (Ответы детей).
Воспитатель: - Давайте с вами поиграем (игра «Кто быстрее?») и посмотрим, чем легче убирать дом с помощью совка и метлы, или пылесоса.
Педагог рассыпает на полу мелкие бумажки и два ребенка их собирают: один метлой и совочком, другой – пылесосом. Подводим итог: пылесосом убирать легче и быстрее.
Воспитатель: - Посмотрите ребятки, а какие еще у нас есть предметы (достаёт деревянный утюг – рубель и валик). Как вы думаете, что это? Давайте я вам покажу как этим пользовались, а вы попробуете угадать что это. Педагог показывает, как разглаживали белье (рушник, используя старинный утюг. (выслушивает ответы детей). Предлагает нескольким детям попробовать самим разгладить вещи.
Воспитатель: - Позже появился железный утюг, который нагревался на печи, затем «жаровня с углями» - внутрь утюга засыпались угольки.
А как нагревается современный утюг? С помощью чего? ( Ответы детей: электричество). У современного утюга есть регулятор температур.
Педагог показывает детям шарфики (шелковый и драповый). Воспитатель: - Можно ли при одинаковой температуре гладить эти шарфики? (выслушивает ответы детей).
Воспитатель: - А еще современный утюг умеет обдавать паром и опрыскивать. Молодцы ребята, вы так внимательно слушали. Понравилась вам история пылесоса (утюга? Как вы думаете, предметы со временем менялись или оставались прежними? ( ответ детей: человек стремился улучшить их, сделать более удобными и красивыми).
Воспитатель вместе с детьми решает положить в конверт картинки пылесоса и утюга. Воспитатель: - Наше путешествие походит к концу, и пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в автобусе. Под музыку «Звуки машин» дети возвращаются обратно.
Воспитатель: Ребята, как быть с этим конвертом? Что вы предлагаете? ( ответ детей: отправить Незнайке). Педагог поддерживает идею детей, одобряет, соглашается написать обратный адрес Незнайки, а детям вырезать рисунки для оформления конверта.
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Об истории, каких предметов вы бы хотели узнать в следующий раз? (высказывания детей).
Хвалит детей за интересные идеи.