Юлия Ромах
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель:
Ромах Ю. В.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №30»г. Михайловск
Приоритетная область «познавательное развитие
Цель: формирование познавательных действий, развитие познавательной активности.
Задачи:
Образовательные: задачи:
-формировать представления детей о песке через детское экспериментирование;
-познакомить детей с составом песка, свойствами сухого и мокрого песка, его происхождением и применением;
-обогащать чувственный опыт детей.
Темочки:
Развивающие задачи: развивать познавательные интересы, любознательность, умение анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к экспериментированию, чувство прекрасного.
Методы:
• Словесные – беседа, объяснение, загадка, проблемные вопросы;
• Наглядные – наблюдение, демонстрация схем, слайдов, приемов работы;
• Практические –опыт, динамическая пауза, продуктивная деятельность;
• Игровые – игровая мотиваця, воображаемая ситуация, сюрпризный момент;
Виды организации совместной деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная.
Предполагаемый результат: у детей сформировано представление о песке, его свойствах, областях применения.
Оборудование: подносы, стаканчики с водой, песком, цветные мелки, чайные ложки, лупы, картинки с изображением бабочки, схема правил безопасности, веник, совок, влажные салфетки, мольберт, изображение Фей.
Организационный момент.
В. - Здравствуйте, ребята! Я знаю, что одни из любимых сказочных героев- это волшебницы Винкс. Какие они бывают?
Д. - Солнца, цветов, техники, музыки, огня, воздуха.
В. - Сегодня к вам в гости пришла еще одна Фея. А Фея чего, отгадайте загадку:
Его используют в часах,
Не удержать его в руках
Но если под дождем промок
Слепить умело пирожок
Всегда поможет вам (песок)
Д. - Песок.
Основная часть (содержательно-деятельностный этап).
В. - Правильно, это песок. Вот и наша гостья хочет стать Феей песка. Но ничего о нем не знает. Давайте ей поможем и расскажем что же такое песок?
Д. – Давайте!
В. - Где в природе мы можем встретить песок?
Д. -На море, в песочнице, на стройке.
В. - А знаете ли вы, откуда берется песок?
Д. - нет (да, знаем).
В Предлагаю посмотреть фильм о песке. (Правильно, под воздействием ветра, воды, солнца камни превращаются в песок.)
В. - А где может пригодится нам песок?
Д. - На стойке, посыпать дорожки, пожарникам пригодится песок.
В. - А для того, чтобы лучше изучить песок, его свойства и помочь нашей Фее, предлагаю стать учеными и заняться исследованиями. Хотите?
Д. -Да!
В. - Но исследователи всегда соблюдают правила. И прежде чем приступить к работе, мы должны, как настоящие ученые, вспомнить правила безопасности и соблюдать их в нашей работе. Показ схемы!
1. Не рассыпать песок!
2. Не трогать лицо руками!
3. После работы вымыть руки с мылом!
4. Если сыпешь ты песок-рядом веник и совок!
Теперь я предлагаю вам пройти в лабораторию. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для проведения опытов. Мы будем определять свойства песка.
ОПЫТ № 1 «Рассматривание через лупу».
В. - Давайте внимательно посмотрим на песок? Какого он цвета?
Д. - Желтый, серый.
В. - Фея хочет знать, какой песок и из чего он состоит? Давайте попробуем взять немного песка, положите его на тарелку. Что мы ощущаем между пальцами. Какой песок на ощупь?
Д. - Рыхлый, мягкий, сыпучий.
В. - Возьмите лупу и рассмотрите песок. Из чего состоит песок? Что вы видите?
Д. - Из песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, разноцветные - желтые, коричневые, прозрачные.
ОПЫТ №2 «Будет ли песок сыпаться?»
В. - Фея интересуется, будет ли песок сыпаться?. Давайте узнаем. Перед вами два стаканчика. Один с песком, другой пустой! Давайте пересыплем из одного стакана в другой. Легко получается?
Д. - Да!
В. -Значит, песок какой?
Д. - Сыпучий.
В. - Фея задает такую задачку, как достать камушек из песка, лежащий в стакане, не дотрагиваясь ни рукой, ни ложкой? Решается задачка очень просто. Нужно встряхнуть стаканчик. Свойства песка сыпаться, поднимет камушек вверх. Песок просыплется вниз, а камушек окажется сверху.
Дети проделывают опыт.
В. - Показываю песочные часы. Ребята,а вы знаете что это такое?
Д. - Да, песочные часы.
В. - Как вы думаете, какой песок используется в этих часах?
Д. - Сухой, потому что сыплется!
В. - Ребята, А наша Фея может нас превратить в маленькие песчинки.
ФИЗМИНУТКА.
Вокруг себя повернитесь
И в песчинки превратитесь.
Мы песчинки, мы песчинки.
Не похожи на снежинки
Мы дорожки посыпаем
И скользить не разрешаем.
ОПЫТ №3. «Растворяется или не растворяется?»
В. - Теперь давайте узнаем и расскажем Фее, растворяется песок в воде или нет?
Д. - Да, нет
В. -А вот сейчас и проверим. Возьмите стакан с водой и положите туда одну ложку песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Д. - Нет, песок сел на дно стакана.
ОПЫТ №4. «Как на песок действует вода?»
В. - Фея задает вопрос- удобно будет играть с сухим песком в песочнице при сильном ветре?
Д. - Нет, не удобно.
В. - почему?
Д. - Потому что песчинки легко сдуваются, поднимаются в воздух, могут попасть в глаза.
В. - Подумайте, что можно сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре?
Д. - Налить в него воду.
В. - Правильно. Добавьте в стаканчик с песком воды. Какой стал песок?
Д. - Мокрый холодный, темный
В. Он мокрый, песчинки плотно прилегают друг к другу. Мокрый песок не сыплется. Что можно сделать с мокрым песком?
Д. -Лепить, оставить следы.
В. - Фея интересуется, какой песок используется в песочных часах?
Д. - Сухой, так как он сыплется.
В. - Что мы можем рассказать нашей Фее о песке. Какими свойствами обладает песок?
Д. - Сухой- сыплется, мокрый – не сыплется. Не растворяется в воде.
Заключительная часть (рефлексивный этап).
В. – Фея благодарит вас, она узнала о песке и теперь станет настоящей феей Песка и на прощание Фея дарит сувениры, которые вы можете сделать сами, своими руками за одну минуту.
Детям предлагается засыпать изображение песком и стряхнуть излишки