Приложение МААМ

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»

Татьяна Геннадьевна Тихонова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему : «Русская глиняная игрушка»

Образовательные области, интегрируемые в образовательной деятельности : познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, социализация.

Цель: продолжать формировать представления воспитанников о русской глиняной игрушке.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: „Русская глиняная игрушка“» размещена в разделах

Задачи:

1. Закрепить и систематизировать знания детей о глиняных игрушках, об особенностях образа в декоративном искусстве (дымковской, филимоновской, каргопольской, познакомить с самарской игрушкой (познание, коммуникация).

2. Приобщать детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. В процессе лепки формировать умение передавать выразительные особенности игрушки, плотно скреплять части, передавать пластику перехода одной части к другой (познание, художественное творчество, социализация, коммуникация).

3. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении народных игр и хороводов (музыка, социализация, коммуникация)

4. Воспитывать интерес к быту и обычаям народов России (познание, коммуникация)

Методы и приемы:

беседа, рассказ воспитателя, рассматривание глиняных игрушек, плакатов, иллюстраций, чтение потешек.

Материал к занятию:

«волшебный сундучок», глиняные игрушки и иллюстрации с их изображением : самарские, дымковские, филимоновские, каргопольские; портрет Лоры Городецкой; голубой платочек; глина, дощечки, стеки, мисочки с водой, салфетки.

Логика образовательной деятельности.

Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в мастерскую, где из глины создают прекрасные игрушки.

Дети и педагог проходят в «мастерскую». На столе стоит сундучок, в котором лежат разные глиняные игрушки.

Педагог:

Вот чудесный сундучок.

Сундучок тот не простой:

В нем товар расписной.

Здесь спрятались игрушки,

Развеселые зверюшки.

Дети по очереди достают из сундучка игрушки и рассказывают потешку про каждую:

1. Ой, люли, ой, люли,

Кони на лужок пошли.

Кони удалые, гордые, лихие.

2. Индя, индя, индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

3. Барашек-свисток,

Левый рог-завиток,

Правый рог-завиток

На груди – цветок.

4. Эта девица краса,

Тугая черная коса,

Щеки алые горят –

Замечательный наряд.

5. Козоньки рогатые,

Козоньки бодатые,

Ждем вас на дорожке,

Разомните ножки.

Педагог:

Посмотрите-ка сюда!

Игрушки вятские

На все манеры:

Вот вам барышни, вот кавалеры.

У барышень алые щечки и губки.

Нарядные платья и теплые шубки. Игрушки эти повсюду славятся

Подходите ближе - и вам понравятся.

Дымковская игрушка.

Педагог задает вопросы детям:

-Знаете ли вы, как называются эти игрушки? Где они изготовлены? (ответы детей)

Педагог: Деревню Дымково назвали так, потому что зимой, когда топятся печи, летом когда туман и в пасмурные дни - деревня вся будто в дыму, в дымке. И стоит деревня на красивой реке – Вятке. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую мы нежно и ласково называем «дымкой». Много лет назад придумали лепить игрушки : вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печах, побелят мелом, на молоке замешанном, и наступает самая главная пора – роспись игрушки.

Узор – проще некуда: кружочки, полоски, платочки, пятна, точечки. Зато краски яркие- яркие. И потому пестро, весело выходит. (Рассмотреть иллюстрации дымковских игрушек). Дымковские игрушки необыкновенно нарядны.

Филимоновская игрушка.

Педагог:

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные;

Белоснежные как березки

Кружочки, кисточки, полоски.

Педагог: Какие это игрушки? Почему? (ответы детей)

Найдите в моем сундучке филимоновские игрушки (Дети сравнивают дымковские и филимоновские игрушки : находят сходства и различия)

Педагог: Филимоновские игрушки тоже сделаны из глины, но расписаны они совсем по-другому: красными, желтыми и зелеными полосками. Изготавливали такие игрушки в Селе Филимоново из иссиня-черной глины «синицы». Игрушечным делом занимались только женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить свистульки. Филимоновские игрушки лепили из целого куска глины, вытягивая и оставляя туловище полым. Филимоновские игрушки – это свистульки с вытянутыми шеями.

Каргопольские игрушки.

Педагог: Еще есть глиняные игрушки, которые получили название от Каргопольского края. В росписи игрушек преобладают элементы: солнышко, круги, крестики.

(Рассмотреть с детьми плакаты с изображением каргопольских игрушек).

Самарская игрушка.

Педагог: Ребята, а еще я хочу познакомить вас с глиняной игрушкой Самарской области.

Двадцать лет назад Лора Городецкая обратилась к теплому природному материалу – глине, которая ожила в её руках в образах старой купеческой Самары : прилежные гимназистки, благодушные купчихи, городской голова Пётр Алабин с супругой. Лора Городецкая искала свою игрушку, отличающуюся от дымковских «потешек», филимоновских свистулек, абашевских «сказок». Она искала образы в самарской культуре, традициях, менталитете. Домовая резьба подсказала элементы росписи. Именно от умельцев-резчиков Городецкая позаимствовала нежную мальву, которая стала для неё символом самарского тепла и уюта.

У самарской игрушки есть свои секреты. На костюмах глиняных персонажей нет пышных складок, золотых оборок, зато все внимание обращено к лицу, которое тонируется особым способом; к волосам, фактурно вылепленным, к гордой стати, ровной осанке, «самарскому» характеру. Многие игрушки автора расписаны пословицами и поговорками, собственными стихами и частушками.

Знаменитая коза – охранительница самарских степей, перекочевавшая на герб Самарской области, у Лоры Городецкой получает свое осмысление. Её белоснежность – это чистота помыслов, тепло молока, дарующего жизнь. И не случайно ключевой игрушкой коллекции стала самарская русоволосая красавица, ведущая козочку. Так родилась неповторимая «самарская игрушка». (Рассмотреть с детьми фото Лоры Городецкой, иллюстрации с изображениями самарской игрушки : кот, девушка с козочкой, барышня и др)

Педагог: Вот сколько разных игрушек можно вылепить из глины. В старину игрушки продавали на ярмарках.

Хоровод «Ярмарка»

Педагог: Ребята, а вы хотите сами стать мастерами-игрушечниками? (ответы детей) Приглашаю вас за столы. Но прежде, чем мы приступим к работе, я предлагаю размять наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

Стоит в поле теремок.

На двери висит замок.

Открывает его волк: дерг-дерг, дерг-дерг.

Пришел Петя-петушок

И ключом открыл замок.

Воспитатель и дети лепят игрушки, которые им больше всего понравились. В процессе лепки дети обращаются к воспитателю за советом.

После лепки рассматривают вылепленные игрушки.

Педагог: Издревле на Руси после трудового дня наступала пора отдыха, пора игр и плясок. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Наш платочек голубой»

Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произнося слова игры, у кого платочек окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

Педагог: Вот сколько разных игрушек мы с вами вылепили. В следующий раз, когда мы придем в мастерскую, вылепленные игрушки высохнут и мы, как настоящие мастера, будем их расписывать.

Публикации по теме:

«Дымковская игрушка». Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Программное содержание образовательной деятельности: «Художественное творчество» - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Русская глиняная игрушка» Цель: Формировать у детей эмоционально – ценностное отношения к родной культуре. Образовательные задачи 1. Познакомить с историей гончарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»
Опубликовано: 8 июня 2015 в 21:44
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Геннадьевна Тихонова (УИ 110749) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД