Татьяна Геннадьевна Тихонова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему : «Русская глиняная игрушка»
Образовательные области, интегрируемые в образовательной деятельности : познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, социализация.
Цель: продолжать формировать представления воспитанников о русской глиняной игрушке.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: „Русская глиняная игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Задачи:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о глиняных игрушках, об особенностях образа в декоративном искусстве (дымковской, филимоновской, каргопольской, познакомить с самарской игрушкой (познание, коммуникация).
2. Приобщать детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. В процессе лепки формировать умение передавать выразительные особенности игрушки, плотно скреплять части, передавать пластику перехода одной части к другой (познание, художественное творчество, социализация, коммуникация).
3. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении народных игр и хороводов (музыка, социализация, коммуникация)
4. Воспитывать интерес к быту и обычаям народов России (познание, коммуникация)
Методы и приемы:
беседа, рассказ воспитателя, рассматривание глиняных игрушек, плакатов, иллюстраций, чтение потешек.
Материал к занятию:
«волшебный сундучок», глиняные игрушки и иллюстрации с их изображением : самарские, дымковские, филимоновские, каргопольские; портрет Лоры Городецкой; голубой платочек; глина, дощечки, стеки, мисочки с водой, салфетки.
Логика образовательной деятельности.
Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в мастерскую, где из глины создают прекрасные игрушки.
Дети и педагог проходят в «мастерскую». На столе стоит сундучок, в котором лежат разные глиняные игрушки.
Педагог:
Вот чудесный сундучок.
Сундучок тот не простой:
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Развеселые зверюшки.
Дети по очереди достают из сундучка игрушки и рассказывают потешку про каждую:
1. Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли.
Кони удалые, гордые, лихие.
2. Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой.
3. Барашек-свисток,
Левый рог-завиток,
Правый рог-завиток
На груди – цветок.
4. Эта девица краса,
Тугая черная коса,
Щеки алые горят –
Замечательный наряд.
5. Козоньки рогатые,
Козоньки бодатые,
Ждем вас на дорожке,
Разомните ножки.
Педагог:
Посмотрите-ка сюда!
Игрушки вятские
На все манеры:
Вот вам барышни, вот кавалеры.
У барышень алые щечки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки. Игрушки эти повсюду славятся
Подходите ближе - и вам понравятся.
Дымковская игрушка.
Педагог задает вопросы детям:
-Знаете ли вы, как называются эти игрушки? Где они изготовлены? (ответы детей)
Педагог: Деревню Дымково назвали так, потому что зимой, когда топятся печи, летом когда туман и в пасмурные дни - деревня вся будто в дыму, в дымке. И стоит деревня на красивой реке – Вятке. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую мы нежно и ласково называем «дымкой». Много лет назад придумали лепить игрушки : вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печах, побелят мелом, на молоке замешанном, и наступает самая главная пора – роспись игрушки.
Узор – проще некуда: кружочки, полоски, платочки, пятна, точечки. Зато краски яркие- яркие. И потому пестро, весело выходит. (Рассмотреть иллюстрации дымковских игрушек). Дымковские игрушки необыкновенно нарядны.
Филимоновская игрушка.
Педагог:
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные;
Белоснежные как березки
Кружочки, кисточки, полоски.
Педагог: Какие это игрушки? Почему? (ответы детей)
Найдите в моем сундучке филимоновские игрушки (Дети сравнивают дымковские и филимоновские игрушки : находят сходства и различия)
Педагог: Филимоновские игрушки тоже сделаны из глины, но расписаны они совсем по-другому: красными, желтыми и зелеными полосками. Изготавливали такие игрушки в Селе Филимоново из иссиня-черной глины «синицы». Игрушечным делом занимались только женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить свистульки. Филимоновские игрушки лепили из целого куска глины, вытягивая и оставляя туловище полым. Филимоновские игрушки – это свистульки с вытянутыми шеями.
Каргопольские игрушки.
Педагог: Еще есть глиняные игрушки, которые получили название от Каргопольского края. В росписи игрушек преобладают элементы: солнышко, круги, крестики.
(Рассмотреть с детьми плакаты с изображением каргопольских игрушек).
Самарская игрушка.
Педагог: Ребята, а еще я хочу познакомить вас с глиняной игрушкой Самарской области.
Двадцать лет назад Лора Городецкая обратилась к теплому природному материалу – глине, которая ожила в её руках в образах старой купеческой Самары : прилежные гимназистки, благодушные купчихи, городской голова Пётр Алабин с супругой. Лора Городецкая искала свою игрушку, отличающуюся от дымковских «потешек», филимоновских свистулек, абашевских «сказок». Она искала образы в самарской культуре, традициях, менталитете. Домовая резьба подсказала элементы росписи. Именно от умельцев-резчиков Городецкая позаимствовала нежную мальву, которая стала для неё символом самарского тепла и уюта.
У самарской игрушки есть свои секреты. На костюмах глиняных персонажей нет пышных складок, золотых оборок, зато все внимание обращено к лицу, которое тонируется особым способом; к волосам, фактурно вылепленным, к гордой стати, ровной осанке, «самарскому» характеру. Многие игрушки автора расписаны пословицами и поговорками, собственными стихами и частушками.
Знаменитая коза – охранительница самарских степей, перекочевавшая на герб Самарской области, у Лоры Городецкой получает свое осмысление. Её белоснежность – это чистота помыслов, тепло молока, дарующего жизнь. И не случайно ключевой игрушкой коллекции стала самарская русоволосая красавица, ведущая козочку. Так родилась неповторимая «самарская игрушка». (Рассмотреть с детьми фото Лоры Городецкой, иллюстрации с изображениями самарской игрушки : кот, девушка с козочкой, барышня и др)
Педагог: Вот сколько разных игрушек можно вылепить из глины. В старину игрушки продавали на ярмарках.
Хоровод «Ярмарка»
Педагог: Ребята, а вы хотите сами стать мастерами-игрушечниками? (ответы детей) Приглашаю вас за столы. Но прежде, чем мы приступим к работе, я предлагаю размять наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика «Теремок»
Стоит в поле теремок.
На двери висит замок.
Открывает его волк: дерг-дерг, дерг-дерг.
Пришел Петя-петушок
И ключом открыл замок.
Воспитатель и дети лепят игрушки, которые им больше всего понравились. В процессе лепки дети обращаются к воспитателю за советом.
После лепки рассматривают вылепленные игрушки.
Педагог: Издревле на Руси после трудового дня наступала пора отдыха, пора игр и плясок. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Наш платочек голубой»
Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произнося слова игры, у кого платочек окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги, платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!
Педагог: Вот сколько разных игрушек мы с вами вылепили. В следующий раз, когда мы придем в мастерскую, вылепленные игрушки высохнут и мы, как настоящие мастера, будем их расписывать.