Людмила Кириллова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Занятие-досуг «Люблю березу русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : способствовать развитию познавательного интереса, воспитание культуры общения и взаимодействие в праздничной атмосфере, развивать логическое мышление.
Задачи: 1) расширить и обогатить знания, представление детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве
2) формировать эмоциональное восприятие образа русской березы средствами разного вида искусства
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, Занятие-досуг „Люблю березу русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3) воспитывать эмоциональное и действенное отношение к природе, чувство любви к березе и бережного обращения к ней.
Предварительная работа: заучивание стихотворений и народного слова с детьми о березе, слушание народных песен, собирание иллюстраций о березе в разные времена года, придумывание загадок о березе.
Материал: репродукции картин русских пейзажистов, аудиозаписи (вальс "Березка", музыка А. Петрова, песня "Березовый сок" (музыка Е. Баснера, сл. М. Матусовского, выставка рисунков детей о русской березе.
Ход занятия : звучит аудиозапись вальса "Березка" (муз. А. Петрова).
Воспитатель: сегодня я вам предлагаю поговорить об одном дереве, о каком, вы должны догадаться сами. Где бы ни росло это дерево, оно приносит людям радость и свет, оно является символом России, Родины. Ни в одной стране нет столько таких деревьев как у нас. Любит народ это дерево за красоту и пользу. Его сажали, когда в семье рождалась дочка и дерево становилось как бы двойником человека и покровителем - оно оберегало, лечило, согревало, передавала часть своей силы, а при болезни могло и зачахнуть. Догадались? Правильно - береза. Воспитатель: нет дерева в России, которому бы так повезло в музыке и поэзии как березе. о ней сложено много стихов, песен, сказок. Березе посвящают свои лучшие произведения поэты, композиторы, художники. (звучит песня "Березовый сок", муз. Е. Баснера, сл. М. Матусовского). Вспомним стихи, воспевающие березу?
Ребенок 1:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике. (А. Прокофьев).
Ребенок 2:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С. Есенин).
Ребенок 3:
Белая береза косы распустила,
Белая береза ветки опустила
Желтые листочки косы украшает,
И на землю тихо, тихо опадают (А. Кулагина).
Воспитатель: ею можно восхищаться в любое время года.
Молодцы ребята! Поэты восхваляли русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любит нашу русскую красавицу березу. А какие пословицы, поговорки, загадки вы знаете?
Ответы детей:
Березкой обогреешься, а не оденешься.
Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
Какова березка, такова и отростка.
Загадки о березе :
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой, стоит под горой.
Зелена, а не лук, бела, не снег, кудрява, не голова.
Она весну встречает, сережки одевает.
Воспитатель: со времен глубокой старины береза вошла в нашу жизнь. И оно воистину русское дерево. оно напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, каравай хлеба. А сколько песен сложено! Недаром её называют песенным деревом. Какие песни вы слышали? (Ответы детей). Дети исполняют песню " Березонька". (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Воспитатель:"Молодцы, ребята, а под песни издавна на Руси было принято вокруг березы водить хороводы, и я вам предлагаю сейчас исполнить хоровод" Во поле березка стояла".
Воспитатель: русскую березу запечатлели на своих полотнах художники: И. И. Левитан, А. И. Куинджи, А. А. Пластов, А. К. Саврасов, показав красоту Родины и свою любовь к ней. (Воспитатель показывает репродукции картин).
Ребята, что Вы чувствуете, глядя на картины? (Дети отвечают).
Да, картины художников вызывают любовь к Родине, родной природе и земле.
Воспитатель: с давних пор народ плел из березы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, мастерили берестяные ложки. Из ветвей изготовляют метла и веники, из древесины фанеру, мебель, крепкие лыжи. Из её древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Березка лечит людей от многочисленных болезней. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая - березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный сок! Из него готовят разные напитки. Береза - очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
Воспитатель: " А еще, ребята, березка двигаться всех заставляла. Когда собирались в старину парни с девушками на праздник, то обязательно около березки гульбища да игрища устраивали. Выходите ко мне, березка зовет и вас поиграть.
Физминутка: "Береза"
Мы березку посадили, (выпрямиться)
Мы водой ее полили, (руки согнуть к плечам, ладонями вперед).
И березка подросла, (встать)
К солнцу ветки подняла, (руки вверх).
А потом их наклонила, (руки вниз, спина прямая).
И ребят благодарила (поклоны головой).
Воспитатель: "Ребята, а какие пословицы вы знаете про березку?"
Береза не угроза : где стоит, там и шумит.
Бела береста - да деготь черен.
Для врага и береза - угроза.
Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Березовый веник в бане - всем господин!
Березового сока на грош, а лесу на рубль изведешь.
Воспитатель: белую березу особенно величали в весенний церковный праздник - Троица. Девушки украшали березу лентами, водили хороводы, плели венки. Так же все люди старались украсить ветками берез свои дома, потому что березу все считали символом чистоты, ее ветки выгоняли из дома всю нечисть. Мы тоже с вами знаем хоровод. Ну- ка, выходите, вокруг березы попляшите.
(Воспитатель ставит в центр вазу с веточками березы)
Хоровод: "Ай, да березка" обр. Рустамова
Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет:
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
Яркие платочки в руки мы возьмем.
У березки стройной песни заведем.
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
К вечеру мы дружно скажем ей "Прощай!"
Ты без нас березка в поле не скучай!"
Ай да березка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой.
Воспитатель: Собирайся, детвора, начинается игра.
Народная игра: Березовые ворота". С помощью считалки выбирается девочка - "березка". Ей на голову надевают березовый веночек. Она идет в середину круга и танцует, все поют:
Березка зелененькая, летом веселенькая,
Кудрявенькая, сучковатенькая.
Среди поля стоит, листочками шуршит.
По окончании песни дети разбегаются, а "березка" старается их поймать. Пойманный ребенок становится "березкой".
Воспитатель: Вот и подошел к концу наш разговор о березке.
Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу?
Ответы детей : не ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
Что нового вы сегодня узнали?\
(Ответы детей).
Воспитатель: "Молодцы!