Оксана Исаева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Изучаем себя и других»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния. Воспитывать гуманизм, сопереживание, доброжелательное отношение к окружающим.
Задачи:
Область «Социализация»
1. Формировать у детей представления о семье и родственных отношениях.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение окружающих людей.
Область «Музыка»
1) Продолжать развивать умение распознавать характер музыки.
2) Закреплять умения проявлять творческие способности детей, выраженные в мимике и пантомимике.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Изучаем себя и других“» размещена в разделах
Область «Художественное творчество»
1. Совершенствовать изобразительную деятельность детей.
2. Подводить детей к использованию цвета как средства передачи настроения.
3. Познакомить с картинами Ф. В. Сычкова, развивать умение оценивать их, понимать цветовую тональность изображения, передающую настроение, состояние человека.
Область «Коммуникация»
1. Активизировать словарь детей: подбирать слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально- нравственные представления детей.
Область «Физическая культура»
1. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
2. Развивать умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Оборудование: мяч, пиктограммы – схемы, рамка, картины Ф. В. Сычкова, аудиокассета с записью музыки, таблицы с частями лица, шаблоны-человечки, подставки, кисти, карандаши, клеенки, салфетки, клей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Игра с мячом «Кто ты, а кто я?»
1. Я мама, а ты кто?
2. Кому ты дочь?
3. Я сестра, а ты мне кто?
4. Ты внучка, а я кто?
Основная часть.
1. Д/и «Передай чувства»
Ребята, представьте, что вы сегодня будете членами одной большой семьи. Все вы знаете, что членов семьи связывают родственные чувства: любовь, добро, дружба, радость, печаль. Вот вы сейчас постараетесь передать мимикой чувства и настроения.
а) Испуганная сестра. Она осталась дома одна, мама задержалась на работе и девочке страшно – вокруг слышны разные шорохи.
Дети мимикой изображают страх, а воспитатель смотрит, кто лучше справился с заданием и показывает пиктограмму (брови приподняты. Глаза расширены, рот раскрыт). Затем предложить ребенку изобразить чувство страха в рамке.
б) Удивленный брат. Мальчик очень удивлен: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл, а когда открыл, кошки там не было. Дети изображают удивление и рассматривают пиктограмму (брови и верхние веки приподняты, рот приоткрыт). Ребенок, у которого лучше получилось, изображает удивление в рамке.
в) Печальная бабушка. Она заболела и не сможет пойти к внучке на утренник. Дети показывают мимикой печаль, один из детей изображает печаль в рамке и затем сравнивает с пиктограммой (брови сдвинуты. Уголки губ опущены, глаза выражают тоску).
г) Радостный папа. Любимая футбольная команда забила гол.
Дети изображают радость. Воспитатель обращает внимание детей на пиктограмму (мышцы лица расслаблены, уголки рта приподняты, глаза прищурены) и предлагает изобразить чувство радости в рамке.
Ребята, вы увидели, что мимикой можно передать и по мимике можно узнать настроение. Но разные чувства, настроения мы можем видеть не только в жизни, но и в изобразительном искусстве.
2. Рассматривание картины Ф. В. Сычкова.
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и побеседовать о живописи.
Ребята, вы уже знакомились с творчеством мордовского художника Федота Васильевича Сычкова. А сегодня мы познакомимся еще с другими работами этого замечательного художника.
Эта картина называется «Портрет матери». После трудового дня присела мать на табурет у окна, погрузившись в нелегкие думы. Ее душевное состояние подчеркнуто колоритом картины, выраженным в серо – синих тонах.
Ребята, какое настроение передано в этой картине?
Какие цвета помогли художнику создать задумчивую, грустную атмосферу картины.
Давайте, ребята, рассмотрим другую картину. Она называется «Катание с гор».
Что вы видите на картине?
Как вы догадались, что сани именно мчатся?
Какие цвета использовал художник, чтобы нарисовать картину?
Какое настроение он передал при помощи этих красок?
3. Слушание музыкальных произведений в грамзаписи.
Ребята, но не только произведения изобразительного искусства, но и музыка может передать настроение. Послушайте первую песню (звучит грамзапись).
Какой у нее характер?
Выберите, пожалуйста, из двух картин одну, близкую по настроению этой песне. Эта картина «Портрет матери», а песня называется «Мамины руки», автор музыки Н. Митин.
Ребята, давайте послушаем еще одну и охарактеризуем ее. Это песня мордовского композитора Н. Кошелевой «Пай гонясо», в переводе «Колокольчик». Эта песня о том, как быстро едут на лошадях с колокольчиками.
Какое настроение в этой песне?
А как рассказывает музыка об этом настроении?
Ребята. Выберете, пожалуйста, картину, которой соответствует эта музыка.
Картина «Катание с гор» и песня «Пай гонясо» близки по настроению. Оказывается и музыка тоже передает настроение.
111. Физкультминутка – психогимнастика.
А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и прогуляться в лесу.
Мы к лесной полянке вышли
Поднимая ноги выше
Через кустики и кочки
Через ветви и пенечки
Очень долго мы шагали
И в один кружочек встали
Повстречали старый гриб.
Сейчас я вас превращаю в старые грибы. Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой шляпки.
Воспитатель изображает гриб (плечи опущены, руки висят вдоль туловища, голова клонится к плечу, просит детей повторить.
И опять мы зашагали и цветочек повстречали. Он нежится на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток. Дети вместе с воспитателем изображают цветок (руки подняты вверх, голова слегка откинута назад).
Ребята, посмотрите из тропинки растет другой цветок. Его сломали, затоптали, он в пыли, ему плохо. Дети изображают сломанный цветок (туловище согнуто, руки опущены, голова наклонена вниз).
Ребята, обратите внимание как много бабочек летает над цветами. Им просторно, тепло, весело. Давайте ненадолго превратимся в бабочек (дети размахивают руками, легко на носочках кружатся вокруг себя).
Очень долго мы шагали
Кого встречали изображали
А теперь проходите, садитесь за столы.
Практическая часть «Рисуем настроение».
Ребята, сегодня мы с вами узнали, что настроение можно передать по разному: мимикой, движениями, с помощью музыки, живописи, а теперь давайте попробуем его нарисовать.
В этом вам помогут таблицы, которые лежат у вас на столах, где на первой строке нарисованы брови, на второй глаза, на третьей – губы.
Вы должны нарисовать настроение, у каждого оно получится разное, так как надо изобразить те части лица, около которых на вашей карточке стоит красная точка. После этого вы определите настроение вашего человека и подберите соответствующий наряд.
Самостоятельная работа. У детей получатся человечки с разными настроениями.
Итог занятия «Пирамида любви»
На фланелеграфе два города: печали и радости
Дети помещают своих человечков в соответствующий настроению город. Человечкам города печали воспитатель предлагает сказать хорошие слова, чтобы их развеселить.
Каждый ребенок говорит хорошие слова в адрес человечков города печали и кладут правую руку на правую руку воспитателя, после слов воспитателя: «Я люблю вас…»
Ребята, посмотрите, какая большая получилась пирамида любви.
Вы чувствуете тепло рук?
Вам нравится это ощущение?
Я думаю так получилось потому, что мы любимы и любим сами.