Марина Менщикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
Автор: Менщикова Марина Александровна,
воспитатель МКДОУ «Детский сад п. Кедровый»
Тема: «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
Цель: продолжать знакомить детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор».
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Чтение рассказа Н, Носова „Живая шляпа“,» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Старшая группа
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
• закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях
Н. Носова;
• развитие умения понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета;
• развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;
• развитие чувства юмора, творческого воображения;
• воспитание интереса к произведениям художественной литературы.
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, знакомство с биографией Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением телефона, огурца, кастрюли, горки, кочерги, клюшки, трости, комода; иллюстрации к рассказам «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Ступеньки», «Леденец»; аудиозапись песни «Пушистый беленький котенок»; шляпа, игрушечный котенок, схемы.
Ход деятельности.
1. Настрой на работу. Готовая литературная форма диалога.
- Вы сегодня умывались?
- Умывались, причесались.
- Вы покушали с утра?
- Каша вкусная была.
- Вы спасибо говорили?
- Это точно не забыли!
-А к работе вы готовы?
-Мы готовы каждый день
И трудиться нам не лень!
М. Менщикова
- Вы когда-нибудь были в цирке?
- Кто в цирке показывает фокусы?
- Что используют фокусники для своих фокусов?
- Часто фокусники используют в своей работе шляпы.
- Сегодня шляпа будет помогать мне.
Шляпа мой помощник, дети.
Знают многие на свете
В зной от солнца защищает.
В холод голову спасает.
- В моей шляпе лежит предмет.
- Какой, вы узнаете, задав мне вопросы. Но для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказки.
2. Дидактическая игра «Вопрос с подсказкой».
Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса.
Карточка с вопросительным знаком – «Что это?», «Кто это?»
Карточка с цветными пятнами, – «Какого цвета?»
Карточка с геометрическими фигурами, – «Какой формы предмет или его часть?»
Карточка с разобранной пирамидкой, - «Какие части есть у предмета?»
Карточка с изображением руки, «Как можно играть с этим предметом?».
Ребята задают вопросы, опираясь на подсказку воспитателя. После того, как ребята отгадают, что лежит в шляпе, воспитатель достает игрушку.
- Кто это?
- Какой котенок?
3. Работа со скороговоркой «Мой котенок».
- Какую скороговорку про котенка вы знаете?
Мой котенок на окошке,
Кашку кушает по крошке.
- Произнесите скороговорку медленно, в полголоса.
- Произнесите скороговорку с радостным настроением.
- Произнесите скороговорку с грустью.
- Произнесите скороговорку обиженно.
- Произнесите скороговорку быстро на выдохе.
4. Инсценирование готовых литературных диалогов.
- Сейчас ребята покажут нам сценки про маленьких котят. (Детям, участвующим в инсценировке, надеваются маски – наголовники).
Два котенка
Два котенка утром рано
Повстречались у дивана.
- Здравствуй, Пуша, как дела?
- Мышку видел я вчера.
- Ты ее поймал, дружок?
- Убежала за шесток!
М. Менщикова
-Что такое шесток? (полочка в русской печи).
Девочка и котенок
Маленькая Настенька с котиком играла,
Пела ему песенки и стихи читала:
- Баю, баю, баюшки, я тебе спою,
А потом в кроватку спать я положу.
Но капризный котик, слушать не хотел
И свою он песенку девочке запел:
- Мяу, мяу, Настенька, спать я не хочу,
Лучше дай сметанки в мисочку мою.
М. Менщикова
(Диалог воспитателя и всех детей.)
Хозяйка и кот
- Почему ты черен, кот?
- Лазил ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Меня пес в пыли валял.
- Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это.
Капризная кошка
- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу?
- Кошка, хочешь молока?
- А в приятели щенка?
- Ф-р-р!
5. Динамическая пауза.
Упражнения под песенку «Пушистый беленький котенок».
6. Дидактическая игра «Назови героев сказки».
- Вот какой интересный котенок был в моей шляпе.
- Какая моя шляпа?
- Какие еще бывают шляпы?
- Некоторых сказочных героев можно узнать по их головному убору.
- Какие герои сказок, мультфильмов ходят в разных головных уборах?
7. Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием рассказа.
- Сегодня я познакомлю вас с художественным произведением, которое называется «Живая шляпа». Написал это произведение Николай Носов (показ портрета).
- Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свое произведение.
- Что это рассказ, сказка или стихотворение?
- Почему вы так решили?
- Вам понравился этот рассказ?
- Смешная это история или печальная?
- Какой предмет «ожил» в доме Вадика?
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
- С чего упала шляпа на пол?
- Что такое комод? Для чего нужен комод?
- Расскажите, как мальчики испугались?
- Что взял Вадик, чтобы ударить шляпу?
Для чего нужна клюшка? Выберите нужную картинку. (Детям предлагаются три картинки: кочерга, трость, клюшка).
- Как мальчики узнали секрет шляпы?
- Как звали котенка, оказавшегося под шляпой?
- Почему же автор так назвал свой рассказ?
8. Пальчиковая игра «Котята».
У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу.
9. Составление плана рассказа.
- Из скольких частей состоит каждый рассказ?
- Какие это части?
- В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.
- Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?
- О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует этой части?
- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать третьей части рассказа?
- Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю и нарисуйте рисунок к ней.
10. Викторина по произведениям Н. Носова.
- Сейчас мы с вами проведём викторину по произведениям Николая Носова. Посмотрим, как вы знаете произведения этого писателя. Для этого мы разделимся на команды. Возьмите из моей шляпы картинки и сядьте за стол, на котором лежит такая же картинка. (Собрать картинки). Мы с вами разделились на четыре команды. Сейчас я буду задавать вам вопросы, за каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество фишек. Но для того, чтобы победить, вам нужно быть внимательными и дружными.
1. Задание.
- Посмотрите на предмет, который изображен на вашей картинке. Вспомните название рассказа, в котором упоминается этот предмет.
2. Задание.
- Сейчас я зачитаю вам отрывки из рассказов Н. Носова. На столе у вас лежит три иллюстрации к рассказам, вам надо будет выбрать иллюстрацию, соответствующую вашему рассказу.
3. Задание.
- Сейчас я буду зачитывать вам вопросы и три варианта ответов. Вам надо будет выбрать правильный ответ.
1. Что разбилось у Миши, когда он доставал леденец?
- сахарница
- хлебница
- конфетница
2. Что поставил Бобка себе на штаны?
- латку
- палатку
- заплатку
3. Что купили мальчики в игрушечном магазине?
- магнитофон
- телефон
- металлофон
4. Какая из этих деталей есть у автомобиля?
- капор
- капот
- пузо
5. Что мастерили ребята из снега во дворе?
- горку
- полку
- елку
6. Кого больше всего на свете боялся Алик?
- пенсионеров
- миллионеров
- милиционеров
7. Что вернул Котька сторожу?
- репку
- морковь
- огурцы
8. Где сидели Мишутка и Стасик и разговаривали?
- на реечке
- на линеечке
- на скамеечке
Подведение итогов викторины.
11. Рефлексия:
- Что мы сегодня делали?
- Каким было ваше настроение?
- Почему?
- Что вам больше понравилось?
Приложение:
Отрывки из рассказов Николая Носова к викторине.
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
«Фантазеры»
Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил. «Зачем, - думаю, - раз Мишка знает».
«Мишкина каша»
Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает:
«Я ведь ничего не трогаю, только смотрю».
А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол: «Я только посмотрю, а ничего трогать не буду», - думает.
Открыл крышку, а там что-то красное сверху.
«Леденец»
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
– А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
«Ступеньки»