Людмила Кузнецова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по логопедии «Человек и его тело»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по логопедии на тему : «Человек и его тело»
Цель: систематизировать знания детей по теме: «Человек. Части тела».
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
1. Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Человек и его тело».
2. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «С» изолированно, в слогах, словах, в предложениях.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
3. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи: согласование существительных с местоимениями «мой», «мои», «моя».
4. Развивать глагольный словарь.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать высшие психические функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
2. Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата.
3. Развивать голос и мимическую мускулатуру.
4. Учить координировать речь с движениями.
5. Развивать творческие способности детей.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.
2. Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.
Коррекционно-оздоровительные:
1. Развивать двигательную активность.
2. Способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей путём использования гимнастики для глаз, релаксации.
Материалы и оборудование: кукла Незнайки, предметные картинки по теме «Человек. Части тела», листы бумаги с нарисованным лицом (без глаз, без носа, без губ – «Нарисуй свой портрет», цветные карандаши, восковые мелки, зеркала настенные.
Методы и приё мы: словесный, игровой, репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Предварительная работа: заучивание физкультминуток, приветствий, артикуляционной гимнастики, беседы по теме «Человек – что это такое»? игры: «Назови правильно», «Мой, моя, моё, мои», рисование человека, лепка человека в движении.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Учитель-логопед : Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки! ( дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! ( топают: топ-топ-топ)
Здравствуй, шустрый ветерок! (дуют)
Звонкий детский голосок! ( болтают язычком: бл - бл)
Добрый день ручным часам! ( тикают: тик-так, тик-так)
Громким детским голосам!
Дети: Здравствуйте все!
Учитель-логопед : В детский сад вы, дети, приходят с разным настроением. Давайте покажем, как с помощью мимики можно изобразить свое настроение. Сядьте перед зеркалами, мы начинаем.
Упражнение «Мое настроение»
Мы умеем улыбаться
Мы умеем удивляться.
Мы умеем сердиться.
Мы умеем огорчаться.
Мы умеем улыбаться.
Учитель-логопед : Какие вы красивые, когда улыбаетесь! Подарите улыбку нашим гостям. Молодцы!
Учитель-логопед :
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.
Учитель-логопед :
Тема нашего занятия «Человек и его тело». Мы много с вами говорили, проводили беседы, игры, отгадывали загадки, рисовали, лепили человека, а сегодня мы подведем итог по данной теме, вспомним все, что мы знаем о человеке и его теле.
Ты должен знать свое тело, (Слайд № 3)
Знать и любить.
Самое первое дело –
В мире с ним жить.
Сделай его сильным,
Сделай его быстрым.
Сделай его, сделай его чистым.
Каждую клеточку тела
Нужно понять.
Пользоваться умело
И охранять.
2. Основная часть:
Учитель-логопед : Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Я никогда не ходил в детский сад и ничего не знаю о человеке. Очень прошу вас рассказать мне о нем, из каких частей состоит человек. Какие части тела у него есть, для чего они нужны.
Учитель-логопед : Незнайка, мы сегодня как раз будем на занятии повторять все, что мы знаем по этой теме. Поможем Незнайке? Послушайте загадку (слайд № 4).
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней (человек)
Еще одна загадка, отгадав ее, вы узнаете, что же самое главное у человека (слайд № 5).
Горшочек умен,
Семь дырочек в нем. (голова)
Конечно, голова.
Послушайте рассказ, который называется «Голова»
Жила-была голова. Вверху у неё было темя, сзади – затылок, а по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги, у рук были лопатки, а у ног – пятки. У рук были локти, а у пальцев – ногти. Все части тела важны, все человеку нужны.
Учитель-логопед : Что есть на голове у человека?
Дети: уши, волосы, темечко, затылок, лицо, нос, щеки, подбородок и т. д.
Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед : Отгадайте ещё одну загадку (слайд № 6)
При необычном каком – то явлении
Его открывают от удивления… (рот)
Учитель-логопед : Чтобы, красиво и понятно говорить, петь, читать стихи рот, и все что во рту должно хорошо работать. А для этого мы с вами проведем артикуляционную гимнастику. Я буду показывать звук жестом руки, а вы его будите озвучивать:
А – ладонь раскрытая
О – кольцо пальцами (большой палец и указательный соединить в кольцо)
У – кулак
И – кулак из указательного, среднего и безымянного, мизинец и большой в стороны
Э – две ладони раскрытые
«Лошадка» - щелчки пальцами
«Индюк» - кисти рук быстро вверх – вниз
«Часы» - кисти рук наклоняются в стороны
Учитель-логопед : Загадка (Слайд № 7)
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются (глаза)
Дети: Это глаза.
Игра «Я, гномик и великан» Глаза, глазки, глазищи
Учитель-логопед : Сколько глаз у человека? А какого цвета глаза у людей? А что человек делает глазами?
Дети: Смотрит, видит, глядит, моргает, подмигивает.
Учитель-логопед : Ребята, когда наши глаза долго-долго что-то рассматривают, они очень устают, напрягаются. И что нужно делать?
Дети: Давать им отдых.
Учитель-логопед : Конечно, скоро вы пойдете в школу. Вашим глазам придется много трудиться, и чтобы сохранить свое зрение, нужно уметь снять напряжение с глаз. Сейчас мы сделаем гимнастику для глаз
Гимнастика для глаз
Са-са-са – 2 раза – хлопки в ладоши.
По лесу идет лиса – водить глазами вправо, влево.
Сы-сы-сы - 2 раза – хлопки в ладоши.
Хвост пушистый у лисы – водить глазами вверх, вниз.
Со-со-со – 2 раза – поочередные удары по груди раскрытыми ладонями
Лиса крутит колесо – моргать глазами.
Учитель-логопед : Загадка (Слайд № 8)
Назовите орган слуха,
Дружно, хором, это … (ухо)
Дети: Это уши.
Учитель-логопед : Сколько ушей у человека? А что человек делает ушами?
Дети: Слушаем, слышим, подслушиваем.
Учитель-логопед : Загадка (Слайд № 9)
Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит (нос)
Дети: Это нос. Игра «Я, гномик и великан» Нос, носик, носище.
Учитель-логопед : А что человек делает носом?
Дети: Дышит, вдыхает, нюхает, выдыхает.
Учитель-логопед : Дети, а может вы по носу узнать героев сказки.
Дети: Буратино. Баба Яга.
( выставляются портреты сказочных героев: Буратино и Бабы Яги)
Учитель-логопед : Игра с палочками «Буратино» (И. Г. Галянт «Смешные человечки»).
Буратино – длинный нос – Одну палочку приставить к носу, другой по ней стучать
Задаё т один вопрос: Стучать основаниями палочек при горизонтальном положении палочек.
Кто кричит в лесу: ку-ку? Стучать палочкой о палочку.
Кто пасётся на лугу? Стучать поочерёдно правой - левой палочками по полу
Кто мяукнул у дверей? Стучать «шляпками» палочек в воздухе перед собой
Знаю: это Бар-ма-лей! Стучать одновременно двумя палочками по полу
Учитель-логопед : Игра «Определи по запаху» - ватные диски с запахом масла апельсина, сосны.
Учитель-логопед : А сейчас мы немного отдохнем. Сядьте все на коврик перед экраном «по-турецки», расслабьтесь, слушаем красивую музыку и смотрим фильм об уральской природе.
Релаксация - звучит музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух» и показывается фильм об уральской природе.
Чтение стихотворения Людмилы Татьяничевой (на фоне музыки и фильма)
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые,
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов,
В торжественном сумраке гор.
Учитель-логопед : Чтобы правильно говорить, надо с пальцами дружить.
С помощью шариков су-джок мы сделаем массаж пальцев. Давайте порадуем свои пальцы.
Пальчиковая гимнастика с использованием массажного шарика су-джок «В гости» (правая рука, с использованием массажных колечек (левая рука)
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик- малышок,
Постучался на порог,
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
Учитель-логопед : а сейчас проведем физ. минутку
Мы ногами: топ, топ!
Мы руками: хлоп, хлоп!
Головою: круть, круть!
Мы себя ударим в грудь, грудь!
Погладили животики!
Улыбнулись ротики!
Вот такие мы молодцы!
Учитель-логопед : Всем известно – части тела предназначены для дела. Поиграем в игру «Доскажи словечко» - я называю действие, а вы называете часть тела, которая его выполняет.
Едим, поем, говорим - ртом.
Держим, обнимаем - руками.
Ходим, бегаем, прыгаем - ногами.
Трогаем, гладим, рисуем - пальцами.
Смотрим, подмигиваем, жмуримся - глазами.
Думаем, киваем, вертим - головой.
Слушаем, слышим – ушами.
Учитель-логопед : О каких частях тела человека мы можем сказать : моя, мои, мой?
Речевая игра «Моя, мои, мой»
- Моя нога.
- Мой нос.
- Моя рука.
- Мой рот.
- Моя голова.
- Мой глаз.
- Мои уши.
- Мои глаза.
- Мои руки.
Учитель-логопед : Ребята, посмотрите, Незнайка пытался нарисовать ваши портреты, но не успел, к нам торопился. Скажите, чего не хватает на портретах? Давайте дорисуем нужные части лица и сделаем подарок Незнайке.
Дети самостоятельно выполняют рисование. Дарят Незнайке нарисованные портреты.
3. Заключительная часть:
Учитель-логопед : Ребята, о чем мы рассказали Незнайке?
Дети: О человеке и частях тела, рисовали лицо человека,слушали музыку.
Учитель-логопед : Незнайка узнал много нового и интересного. Что вам понравилось на занятии? (ответы детей). Я думаю, что Незнайке понравится ваш подарок.
Молодцы, ребята.