Олеся Воротова Иваницкая
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «История книжной страницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с историей создания книги, путем расширения представлений о мире.
Задачи приоритетной образовательной области "Познавательное развитие" :
Дать представления об основных моментах истории создания книги;
познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой.
Задачи образовательной области в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие:
Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путем исследования свойств материала;
учить работать самостоятельно и в команде;
развивать внимание.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе „История книжной страницы“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Речевое развитие:
Содействовать активизации диалогической речи, обогащению словаря путем введения иноязычных слов;
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи.
Художественно-эстетическое развитие:
развивать творческие навыки путем выполнения различных видов художественной деятельности;
развивать творческое воображение.
Физическое развитие:
Стимулировать физическую активность путем выполнения физических упражнений.
Оборудование для педагога:
проектор, ноутбук, магнитофон, аудиозаписи музыки для презентации.
Оборудование для детей:
столы, подносы, емкости с водой, песком; доски для лепки, глина, деревянные палочки, кисти, краски, ткань, нетрадиционный материал для рисования (губки).
Методы и приемы:
- Создание положительного эмоционального настроя;
- использование наглядности;
- просьба, поощрение, обсуждение;
- создание проблемных ситуаций
Виды детской деятельности :
- двигательная;
- игровая;
- познавательно-исследовательская;
- музыкально-художественная;
- продуктивная.
Вводная часть:
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, как я рада вас видеть. Посмотрите, ребята что у меня есть. Что это? (флешка).
- Для чего она необходима? (хранить информацию).
Основная часть:
- А вы знаете, где раньше могли хранить информацию? (ответы детей)
- Может в книгах? А для чего в книгах что-то написано? (ответы детей). Какие бывают книги? А у вас есть любимые книги?
- Рерята, а вы хотите узнать как же каши любимые книги появились?
- А чтобы узнать это, нам необходимо отправиться в прошлое книги? Отправимся? А на чем же нам можно отправиться в прошлое? (ответы детей)
- А вы не хотели бы отправиться со мной в прошлое на машине времени? Открою вам секрет, она здесь перед вами. (включаю световой шар, звучит музыка Египет мелодия № 1
- Ребята, где это мы с вами оказались? (1 слайд - египетские пирамиды).
- Пирамиды Хеопса, интересно, в какой же мы стране? (ответы детей)
- Смотрите, какая это красивая страна - Египет.
Здесь много пустынь, (2 слайд)
морей с красивым подводным миром(3 слайд)
горы(4 слайд)
реки. (5 слайд)
Этой страной правили фараоны, (6 слайд)
а помогали им править жрецы. Это были очень умные и образованные люди, они умели читать, писать. А как вы думаете на чем в Древнем Египте писали жрецы? (ответы детей). Подойдите к столам.
- У вас на столах лежат какие-то природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же надо было им писать. (на столах на подносах стоят емкости с водой, с песком, деревянные палочки и глина).
- Давайте посмотрим, что же перед вами лежит? (ответы детей)
- Хотите попробовать тоже написать что-нибудь, используя эти природные материалы. Возьмите деревянные палочки и попишите сначала на песке или нарисуйте что-нибудь. Скажите, ваше изображение видно. А теперь представьте, что вы ваше изображение понесли кому-нибудь показать. Шли и дорогой трясли. Что стало с вашей надписью?
- Она исчезла, а почему это произошло. Потому что песок какой?
- Молодцы ребята. А теперь возьмите свои деревянные палочки и попробуйте пописать на воде. Что у вас получается? Ничего не видно,а почему? Вода какая? - У воды нет формы и поэтому то что вы рисуете не видно. Отодвиньте тарелочки и подвиньте к себе досточки для лепки? Что на них? (глина).
- Возьмите палочки и попробуйте что-нибудь пописать на глине. Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Потрясите досточки. А теперь подуйте. Что стало с информацией. Она осталась?
- Значит глина подходит, для того чтобы на ней записывать что -либо? (ответы детей)
- Вот к этому же выводу пришли древние жрецы. Посмотрите как они это делали. (показ слайдов на проекторе)
- Для записи они использовали такие же как у вас глиняные дощечки (7 слайд,
на которых они писали с помощью деревянных палочек, которые назывались клинками
Палочкой надавливали как и вы сейчас на глину и получалось изображение. А после эти пластины обжигали в печах и складывали друг на друга. (8 слайд).
Получались книжные страницы из глины. Вот какой был секрет в древнем Египте.
- Вытирайте руки салфеткой и нам пора отправляться дальше. Нас ждет другая страна. (дети заходят в круг и передают палочку) звучит музыка Китая мелодия № 2
- Ребята, как вы думаете куда мы с вами попали? (ответы детей)
- Это Китай (9 слайд,
(10слайд) великая китайская стена
(11 слайд) дворец императора
(12 слайд) храм неба
(13 слайд) в Китае выращивают чай
(14 слайд) рис
- А вы знаете, ребята, что китайцы очень много времени уделяют своему здоровью?
- Я недавно прочла очень интересную книгу и из нее я узнала как правильно выполнять китайскую гимнастику. Хотите, я вас научу?
- Давайте встанем так, чтобы не мешать друг другу. Ручки опустите вниз, ножки вместе. (помощник включает спокойную мелодию) мелодия № 2
- Сначала приветствуем солнце (медленно поднимаем руки вверх, повторить 2 раза, затем цветы, (руки в сторона, повороты влево, вправо с приседанием, деревья (руки подняты над головой как свеча, ступню ноги ставим на колено, затем меняем положение ног).
- А еще в Китае очень любят чай, превращаемся в чайники (одну руку ставим на пояс другую в сторону, выполняем наклоны, затем в другую сторону. Чай горячий, надо его остудить (подуем на него). А теперь отдых (опускаем руки вниз и медленно поднимаем вверх, резко опускаем вниз и говорим "ха", 2 раза).
- Ребята, а вы хотите узнать на чем в Китае сохраняют информацию. Присаживайтесь на ковер.
- А теперь я предлагаю вам присесть (дети присаживаются на колени).
- Книги у китайцев были очень интересные. Сначала китайцы писали на ткани. Ее нарезали на маленькие кусочки, писали на них при помощи чернил и кисти, а потом эти маленькие кусочки сшивали. (показ 15 слайд).
- Я предлагаю вам тоже стать создателями книги из ткани и попробовать пописать на ваших страницах из ткани. А что мы будем с вами писать я сейчас расскажу.
- В Китае для написания книг использовали специальные символы, которые называются иероглифы. Повторите со мной. Вот на этой стене у нас нарисованы иероглифы (показ иероглифов, проговаривая что обозначает каждый из них).
-Выберите понравившийся иероглиф и напишите на ваших шелковых книжных страницах. Возьмите кисточки и можете приступать.
- Саша, что у тебя за иероглиф, что он обозначает?
- А у тебя Настя, что получается?
- Какие вы все молодцы! Положите ваши кисточки на салфетку, возьмите влажную салфетку, вытрите свои руки. Отправляемся дальше?
- Пройдите в нашу машину времени. Посмотрите на экран, куда мы с вами переместились? (звучит балалайка мелодия № 3)
на экране Древняя Русь (16 слайд).
- Древняя Русь славилась своими деревянными городами (17 слайд,
(18 слайд, красивыми лесами
(19 слайд, своим рукоделием
(20 слайд) ремеслом)
(21 слайд). и веселыми праздниками
Ребята, а вы знаете сначала на Руси писали на бересте? А что это такое? Кто-нибудь из вас знает? (ответы детей).
(22 слайд) береста,
(25 слайд) это кора березы, посмотрите
Писали на ней с помощью острой палочки, выцарапывали буквы, (показываю, мальберт с берестой, а потом появилась бумага.
На ней стали писать летописцы (26 слайд,
Их труд был очень тяжелым, и они очень обрадовались когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло? смотрите
(27 слайд). Оказывается буквы вырезали из дерева,
на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги, вот такая была первая (28 слайд) печать печатный станок.)
(29 слайд) древняя книга
Вы скоро пойдете в школу, станете умными как жрецы, трудолюбивыми как китайцы, добрыми и сильными как богатыри. Но прежде чем вы ими станете, вам нужно получить знания. И первую информацию, первые знания вы будите получать из своей первой книги - это Азбука. И я предлагаю вам на время стать книгопечатниками и создать первую, главную страницу нашей азбуки. (на столах вырезанные из паралона буквы и емкости с краской)
- Получается ребята у вас печатать книжную страницу? Молодцы, вытирайте руки салфетками и пройдите в нашу машину времени. Куда же мы теперь с вами переместились?
(слайд 27 ,28, 29, 30, 31 щелкать через 3 секунды (Колпашево)
- Узнали наш город? Молодцы. Мы с вами вернулись в современный мир.
Заключительная часть:
Подведение итога
- Ребята мы сегодня с вами узнали как в древние времена сохраняли информацию. А как же сейчас в наше время можно сохранить информацию? (ответы детей). Какие-нибудь современные технологии вы знаете? (флешка, диски, компьютер). Сколько всего вы знаете, молодцы, ребята. Я предлагаю вам ребята тоже сохранить нашу информацию, записать на диктафон наш рассказ о сегодняшнем путешествии. Эту запись можно переслать своим друзьям, которые живут в других городах. Прослушав запись на диктафоне ваши друзья узнают в каком путешествии мы побывали и что интересного узнали. Запишем наш рассказ чуть позже в группе, я его с телефона скину на флешку, чтоб наша информация сохранилась Договорились? А теперь вспомним :
На чем мы с вами сегодня путешествовали? Где побывали? На чем писали? С помощью чего? Что нового узнали? Какие книги были в Китае? А в Египте? На Руси? А какую гимнастику мы с вами выполняли? Молодцы! Вот какое интересное путешествие мы с вами совершили! Ребята, вам понравилось наше путешествие? Мне с вами было очень интересно, вы веселые, умные ребята. Спасибо вам большое за работу.