Людмила Московская
Образовательная деятельность в старшей группе «Страницы книжной истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
Вид деятельности детей двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, музыкальная, художественная, продуктивная, чтение художественной литературы
Методы и приемы реализации содержания занятия эксперементирование, наблюдение, демонстрация видео материала с использованием ИКТ, рассказ, беседа, чтение художественной литературы, игровой метод.
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги, используя компьютерные технологии.
Публикация «Образовательная деятельность в старшей группе „Страницы книжной истории“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Задачи: Познакомить с первым письменным материалом: камнем, глиной, тканью, берестой, бумагой. Затронуть историю книгопечатания, рукописной и печатной книгами. представления детей о мире.
Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путем исследования свойств материалов. Содействовать активизации свойств диалогической речи, обогащение словаря.
Учить работать самостоятельно и в команде.
Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи. Развивать познавательную инициативу ребенка, развивать творческие навыки путем разных видов творческой деятельности в ходе образовательного процесса. Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения: групповой дискуссии,мозгового штурма Погрузить детей в колорит разных стран : Египта, Китая, Руси посредством музыки, видеоматериалами и оформления помещения. Поддерживать физическую активность детей в процессе образовательной деятельности.
Воспитывать ценностное отношение к труду
Планируемые результаты: -расширение и обогащение знаний детей по теме “Книги” ;
- развитие навыков речевого общения, развитие памяти, внимания;
-воспитание ценностного отношения к труду.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Ход занятия
Дети сидят за столами, рассматривают книги, среди них книга " Незнайка в солнечном городе"
Воспитатель: как много книг у вас, какие они интересные. Вы любите книги? А какие книги вам нравятся? Ребята, а все книги одинаковые?
Чем они отличаются (Размером, формой, цветом, в них разные иллюстрации)
-Ребята, вы ещё не умеете читать, а как вы узнаете о чем эта книга? (По картинкам)
(Показывает книгу "Незнайка в Солнечном городе") Кто ребята знает, что это за книга?
А как вы догадались? Правильно, эта книга называется "Незнайка в Солнечном городе"А написал ее писатель Николай Носов.
(Стук в дверь) - Ребята вы кого-то ждете? Посмотрю кто там. (вносит Незнайку куклу)
-ребята посмотрите, кто к нам пришел, это же Незнайка! Незнайка, мы только- что с ребятами разговаривали о тебе.
Незнайка: А я знал, что вы будете про меня говорить, ведь это я принес вам эту книгу! Я хотел что бы вы меня поздравили, ведь моей книге исполнилось 75 лет!
Воспитатель: Незнайка мы тебя поздравляем! Мы рады что уже 75 лет дети читают о тебе, переживают за тебя и радуются твоим успехам.
Незнайка: Да, мою книгу написали так давно, что она самая древняя.
Вос-ль: Незнайка, ты ошибаешься, книги создали сотни лет назад
Незнайка: Интересно, как выглядела первая книга?
Воспитатель: Ребята, а вы не знаете? А вы хотите узнать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие прошлое книги.
Незнайка: Ой ребята, я не могу с вами отправится в прошлое, у меня очень много дел, но вы мне обязательно расскажите, о том, что узнали.
Интересно на чем можно отправиться в прошлое? А вы ребят не знаете?
Воспит: А я предлагаю отправиться на машине времени, чтобы узнать как появились первые книги
(Дети встают в круг, звучит космическая музыка, Слайд №1
на проекторе появляются горы, пещеры) Слай №2
Вот мы попали в древние времена, к первобытным людям. Они жили в пещерах, ходили на охоту, не умели ни читать, ни писать, ни говорить, ведь речь у них не была развита.
Как вы думаете, какое отношение камень имеет к книге
Людям хотелось как-то записать и зарисовать увиденное, о своих приключениях на охоте, чтобы рассказать друг другу. И они придумали буквы, правда первые буквы больше были похожи на рисунки. А рисовали они на камнях, в пещерах. Слайд №3
Если первые буквы были так необычны. То как же выглядела первая книга? А была она КАМЕННОЙ.
(показ слайдов №4)
-Да, хорошо они придумали, но удобно ли писать на камнях? А почему? (Потому, что он тяжелый, твердый, шершавый, скользкий, неровный) дети исследуют камни
- Итак, люди стали искать более удобный материал, а какой мы узнаем если отправимся в следующую страну (Показ слайдов №5)№6
Наш с вами сказочный маршрут пролегает через удивительную страну Древняя Месопатамия, потому что именно здесь появилась первая ГЛИНЯНАЯ книга. №7
Глиняная книга была похожа на наш современный кирпич. Один кирпичик – одна страничка. На мягкой глине, специальной палочкой, люди выдавливали буковки. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Такие книги дошли и до наших дней. Давайте и мы попробуем написать на глиняной дощечке (Дети выполняют задание)
Давайте сравним глину и камень (Глина легче чем камень, но она хрупкая, из неё нельзя сделать книгу)
Отправляемся в следующую страну. (слайд№8)
Это Древний Египет - страна пирамид. Здесь появились книги из ПАПИРУСА. №9
Папирус – речной тростник с высоким, толстым стволом. Этот ствол разрезали на полосы и высушивали. (слайд №10)
На листах папируса писали палочками. Листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. (слайд№11)
- Отправляемся дальше(.Слай№12) Следующая страна в которую мы отправляемся будет Китай, ведь эта страна Родина многих открытий. (показ слайдов,13) сопровождается рассказом о стране.
История книги в Китае очень интересная, сначала они писали на шелке (слайд14)это очень нежная, гладкая материя, потом ее нарезали на кусочки и сшивали, получались, вот такие первые книги (показ слайдов№15) Китайцы всегда заботились о своем здоровье и выполняли гимнастику. Давайте мы тоже попробуем выполнить несколько упражнений. (Выполняют упражнения под китайскую музыку)
Я открою вам секрет, что Китайцы очень изобретательный народ, и следующее, что они придумали, была бумага, но мы о ней поговорим в другой стране. Отправляемся дальше на машине времени. (слайд№16)
)Отгадайте ребята, что это за страна (слайд№17)
Мы переместились с вами в древнюю Русь, Русь всегда славилась своими деревянными городами, могучими богатырями, своим ремеслом, и конечно, своими веселыми праздниками. Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Слайд№18)
Кто знает, что такое береста? Это березовая кора. (Показ бересты) Писать на ней было удобно, но для книг она не годилась. Потому, что она была хрупкая и ломкая. А потом появилась бумага, и на ней стали писать летописцы, их труд был очень тяжелый, поэтому они очень обрадовались когда появилась первая печатная книга, а как же это произошло (слай№19)
Оказывается буквы вырезались из дерева, на них наносили краску и прижимали к листам бумаги. (слайд№20)
Предлагаю вам стать книгопечатниками. Проходите (Дети за столами)
Мне кажется, у нас появилась небольшая проблема. Печатного станка у нас нет и в типографию мы не сможем отправиться. А можем ли мы сами придумать способ печатать? Как это сделать (находят способ соединить палочку и букву пластилином. Печатаем буквы на отдельных листочках.
-когда краска высохнет мы можем тоже сделать из наших листочков книгу в подарок для Незнайки. Ну, а сейчас нам пора отправляться настоящее, в наш детский сад. (Садятся в машину времени)вот мы с вами и вернулись в детский сад, Послушайте, а ведь Незнайка так и думает, что его книга самая древняя. Я предлагаю вам рассказать ему, что мы узнали, только как мы это сделаем, ведь Незнайка далеко? (Предложения детей) Ребята, а как в современном мире мы можем передавать информацию? А, я предлагаю воспользоваться видеокамерой послать Незнайке видео письмо (Игра "Что сначала, что потом)
Итог Ребята, вам понравилось наше путешествие. Мне тоже. Мне хотелось бы оставить на память о нашей встрече книжную страничку. Если вам понравилось, вы узнали для себя что-то новое, интересное, оставьте след от вашего пальчика на глиняной пластинке.