Ольга Торопова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Ты и твое имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
ЦЕЛЬ: - освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
ЗАДАЧИ: - развитие уверенности в себе, чувства собственного достоинства, положительной самооценки;- развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении; - воспитание культуры поведения общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям; - формирование патриотических и гражданских чувств.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 5 – 6 лет
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Ты и твое имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ: 1. Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, художественное творчество, музыка, физическая культура, чтение художественной литературы; 2. Использование основных видов детской деятельности : коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, восприятие научной литературы; 3. Наличие оборудования: толковые словари (имен); мяч; жетон-символ «Право на имя»; песочные часы; картинки с изображением какого-либо предмета, явления природы (больше количества детей); фломастеры, цветные карандаши, маркеры; бумага разной формы, разнообразных расцветок.
АКТУАЛЬНОСТЬ: методическая разработка выстроена в соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования.
Ход ЗАНЯТИЯ:
(Дети в группе играют, рисуют – свободная деятельность).
Воспитатель (В) : - Мальчик, подойди ко мне, пожалуйста (повторяет несколько раз, обращаясь к разным детям).
В: - Алеша, подойди ко мне.
Ребенок (Р) : - Я не Алеша, а Дима.
В: - Прости, Дима, я снова ошиблась.
В: - Почему вы меня не понимаете? ( Примерное содержание ответов детей: воспитатель неверно называет имя того, к кому обращается).
В: - Вы правы, у каждого человека есть имя, чужим именем его нельзя называть. Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имени. А как вы думаете, для чего человеку дается имя? (Ответы, рассуждения детей).
В: - Ребенок родился, и семья дает ему имя в честь кого-то, желая ему любви, надежды, хочет, чтобы малыш был счастливым, милым, добрым.
В: - Ребята обратите внимание, сколько гостей к нам пришло. А как вы думаете, у наших гостей есть имена? - А звучат они так же как ваши? (Рассуждения детей). – Я предлагаю вам подойти к ним и познакомимся. (Дети знакомятся с гостями, называя свое имя.)
В: - Ребята, подойдите ко мне. Оказывается в далекие древние времена, когда рождался малыш, имя ему давали не сразу, а тогда, когда он становился взрослым, за его добрые дела, смелость, ловкость, трудолюбие.
В: - Дети, а вы знаете, что обозначают ваши имена? – Давайте узнаем?
- Сегодня я принесла толковые словари имен, давайте откроем их и посмотрим, что обозначают ваши имена. (Рассматривание толковых словарей с чтением обозначения имен детей).
В: - А вы знаете, что в нашей группе есть не просто имена, а «говорящие», которые все о человеке рассказывают. - Как вы думаете, что может обозначать имя Ангелина? ( Варианты имен детей группы: Ангелина – похожа на ангелочка. Милана – милая. Лева – серьезный, как «лев»).
В: - А какие говорящие имена знаете вы? Что они обозначают? ( Примеры: Лилия – похожа на цветок. Света – светлая. Владимир – мирный, владеет миром). Дети, сейчас вас зовут Рома, Дима, Аня и т. д., а когда вырастите, как вы думаете, как к вам будут обращаться? ( Ответы детей: Дмитрий, Роман, Анна и т. д.).
В: - Ребята, давайте поиграем: я буду бросать мяч, и тот, кому он достанется, называет свое имя так, как оно звучит дома, когда к вам обращаются мама, папа, дедушка или бабушка. Мое имя Оля – дома меня называют - Оленька, Ольга, Олечка, Олюша. (Игра с детьми).
В: - А сейчас, кому мяч попадет в руки, тот выходит в центр круга. (Воспитатель бросает мяч детям с одинаковым именем).
В: - Рома, почему я бросила мяч именно этим девочкам? (Ответы детей). Правильно, у них одинаковые имена. Посмотрите на ребят внимательно. Они похожи друг на друга?
Р: - Да, все они девочки (мальчики).
В: Но они и отличаются друг от друга. Как вы думаете, чем? (Рассуждения детей). А можно ли встретить на Земле два совершенно одинаковых человека? (Ответы детей). На Земле одинаковых людей нет, даже если у них одинаковые имена. И у каждого человека есть право на свое собственное имя. И право на имя мы будем обозначать этим значком.
В: - Что написано на флажке?
Р: - На флажке написано слово «имя».
В: - Малыш держит флаг, а на флаге – имя.
В: - Давайте еще раз проговорим, что обозначает этот знак? (Ответы детей на закрепление понятия «право на имя». Пример: «Этот символ обозначает право человека на собственное имя»).
В: - Ребята, очень красиво звучат ваши имена, а ведь они еще и красиво могут выглядеть. (На столах лежат картинки, педагог предлагает выбрать картинку, которая, по мнению ребенка, подходит к его имени и объяснить свой выбор).
В: - Дети, кто может ответить, что это у меня?
Р: - Это бейдж.
В: - А для чего он нужен? И что на нем написано? (Рассуждения детей). Сегодня мы пойдем на экскурсию в библиотеку. Для того чтобы библиотекарь мог обратиться к каждому из вас, предлагаю вам оформить бейдж, на котором будет написано ваше имя. Подойдите к столам, выберите маркеры, карандаши, листочки бумаги и изобразите свое имя.
В: - Подойдите ко мне, я помогу вам прикрепить бейдж.
(Воспитатель рассматривает с детьми оформленные бейджи, выделяя и словесно обозначая индивидуальность оформления и содержания каждого имени).
1 вариант окончания занятия - В: - Ребята, сегодня на экскурсии библиотекарь каждого из вас сможет назвать по имени; я вам предлагаю подойти к нашим гостям и показать им свои бейджи.
2 вариант – сходить в гости к детям других возрастных групп и познакомиться с ними, прочитав свое имя на бейдже.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Мячина Л. К., Зотова Л. М., Данилова О. А., «Маленьким детям – большие права», Спб. «Детство-пресс», 2007 г.
2. Светлана Козлова, «Мы имеем право», Москва, «Обруч», 2010 г.