Ольга Манза
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Как казачат грамоте учили»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Продолжать работу по формированию социальной готовности детей к обучению в школе, закреплять знания детей о школьной жизни.
2. Развивать чувства принадлежности детей к группе, понимания себя и других.
3. Способствовать эмоциональному сближению детей и умению выражать свои чувства (товарищества, взаимовыручки).
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Как казачат грамоте учили“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
4. Воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о казаках и развития в детях интереса к истории родного края, желания познать его.
5. Развивать умственную активность, активизировать мышление, быстроту реакции. Закрепить конструктивные навыки и умения
6. Обогащать речь детей, используя «жемчужины» народной мудрости
(пословицы, поговорки)
Ход занятия
Дети приходят в гости к Казачке.
Казачка - Здорово дневали, гости дорогие!
Дети- Слава Богу!
Казачка - Если величать, так на пороге встречать
Дай Бог тому, кто в нашем дому:
Дорогим гостям, добрым хозяюшкам,
Да малым детушкам!
Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем и здоровьицем!
Казачка (обращается к детям)
- А что за народ ко мне в гости пожаловал?
Дети - Казаки.
Казачка- А скажите мне, кто это такие казаки.
Дети - Казаки- вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.
Казачка:- Поглядите- ка на наших казачат- приоделись они, приосанились.
Какие вы удалые, нарядные, да молодые. (обращаясь к детям) А давайте-ка, сядем, казачата в тесный кружок. Посидим рядком, да потолкуем ладком.
(Дети присаживаются на скамейки)
Казачка- А в каких домах жили казаки? Как они назывались?
Дети: Дом назывался куренем. Строили их в основном из глины и дерева, реже использовался камень. Казаки жили большими и дружными семьями.
Казачка: А что еще можно рассказать о курене?
Дети: казачьи курени имели четырехскатную крышу, накрытую чаканом или камышом. Внутри было две, три комнаты. Окна можно прикрыть в мороз или жару ставнями.
Казачка: А как был курень обставлен?
Дети: Вдоль стен стояли лавки, покрытые дорожками, связанными хозяйками. Между окон возле стен стоял стол.
Казачка: А какой посудой пользовались казаки?
Дети: В казачьих семьях использовали больше всего глиняную посуду и деревянную, очень редко медную и железную. Посуду ставили в постав (буфет).
Казачка: - Казаки с рождения занимались воспитанием своих детей. В основном казачат учили ведению домашнего хозяйства, почитанию старших, терпению. В давние времена считалось, что грамота казаку ни к чему, умел бы владеть шашкой и пикой. А как вы думаете, казачата, нужна ли грамоты казаку? ( предполагаемые ответы детей)
-Как вы считаете, для чего нужна грамота казаку? (ответы детей)
Казачка: - Да, действительно, некоторые старшины стали задумываться о необходимости дать образование своим потомкам. Так атаман Василий Фролов одним из первых создал школу для детей казаков. Она совсем не была похожа на ту школу, в которую вы пойдете в этом году, не было специального здания. Казачья школа располагалась в обычном курене, сидели за дубовыми столами на лавках. (фото на экране)
Казачка: А от куда я все это узнала? (показывает детям скрыню, открывает ее и достает старинные книги). Вот по таким книгам и учились казачата. Вы тоже пойдете в школу и будете учиться грамоте и математике.
Хочу узнать, что вы уже знаете о школе?
Игра- разминка. Будьте внимательны.
Разминка
- В детском саду проводятся занятия, а в школу ( уроки)
- В детском саду вы приходите в группу, а в школе (класс)
-В детском саду с детьми работает воспитатель. а в школе (учитель)
-Ребята в детском саду называются воспитанники, а в школе (ученики)
Казачка достает из скрыни книгу «Край родной»(сборник произведений народного творчества, а также донских писателей и поэтов)
Предлагает вспомнить поговорки
Поговорки:[/b]
Казачка: Что ни казак, то с Дону.
На Дону казаку и камешек подпевает.
А вы какие поговорки знаете о казаках?
Дети:
- Казак без коня, не казак.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак без коня, не казак
- Казак сам не поест, а коня накормит
-Казак с пеленок на лошади.
-Хороши привалы, где казаки запевалы.
-Донской казак хват: силой, удалью богат.
Казачка: А в этой книге есть и загадки.
Загадки:
- Летает пташка промеж рта и чашки. (ложка)
- Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит (метла)
- Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы
купаются, кривой без дела валяется.
- Темная конюшня полна белых коней ( рот и зубы).
- Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь (кот)
- Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов (муравьи).
-Ходит пани в серебряном жупане. (рыба).
-С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык. (козел)
-Желтая курица под тыном дуется (тыква)
-Шубка деревянная, свиньям еда желанная (желудь)
-Двенадцать коней в поводу, на одной уздечке веду ( месяцы)
-Посадили зернышко, а выросло солнышко. (подсолнух)
Казачка хвалит детей и достает большую книгу.
Казачка: Это волшебная книга поможет мне определить готовы ли вы идти в школу.
1-е задание Игра : «Будь внимателен»
На экране будет высвечиваться цифра, а вы будете столько же раз выполнять движения которое я вам назову
(1-потянуться;3-присесть, 4- поднять руки, 5- попрыгать, 2- поклониться, 6- шагаем)
Задание №2 «Оцени поступок»
Задание №3 «Поймай звук»
Казачка: - В называемых мной словах ловите звук «К».
Слова :
Завеска, сапоги, рубель, кочет, скрыня, балясы, корец, каймак.
Задание для команды для команды «Лазорик»
Ловите звук «Р»
Прялка, файшонка, рюша, казан, карга,, лампасы, шаровары, курень
Казачка: Я предлагаю вам сделать курень из готовых деталей
Казачка: Молодцы, порадовали вы меня своими знаниями и умениями.
Из книг я узнала, что казаки не только лихие воины и искусные
ремесленники, но и могли от души повеселиться. А чем вы меня, казачата, порадуете, повеселите?
Ну, и как говорится «Делу время, а потехе (дети говорят «час»).
Поем песню «Казачата»
Поиграем в игры: «Веснянка», «Плетень»
Казачка : Казачата, я рада была видеть вас в своем курене.
Ступайте с Богом!