Елизавета Костина
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Почему люди должны беречь птиц?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы
Используемые современные образовательные технологии:
здоровье сберегающие технологии, информационно-коммуникативные.
Цель: формирование основ экологической культуры.
Задачи:
• расширять представления о зимующих птицах;
• активизировать словарь детей посредствам прилагательных, глаголов и согласовании существительных с прилагательными;
• отрабатывать интонационную выразительность речи;
• закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы „Почему люди должны беречь птиц?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности;
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
• формировать познавательно-эмоциональный интерес и активность на протяжении всей НОД.
Активизация словаря: перелетные птицы, зимующие птицы, клест, клестята, унылый, безрадостный, грустный, тихий, скучный, веселый, звонкий.
Предварительная работа:
• знакомство с иллюстративным материалом по теме НОД (репродукции картин с изображением птиц);
• чтение рассказов: Е. И. Чарушина «Воробей», «Рассказы о птицах для детей» Г. Скребицкий, чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (пер. с нем. К. Орешина, заучивание стихотворений, загадок о птицах;
• наблюдение и рассматривание птиц на прогулке.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Форма организации: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.
Формы реализации детских видов деятельности: создание проблемных и игровых ситуаций, психогимнастика, объяснение воспитателя, физкультминутка.
Материалы и оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», ноутбук, мультимедийное оборудование, дерево, картинки с изображением различных птиц, корм для птиц, тарелочки с колбасой, огурцом, помидором, луком, мылом, кормушка, семена подсолнечника, гречка, пшено, ягоды рябины, хлебные крошки, кусочки сала и мяса, раскраски и карандаши.
Ход мероприятия:
I. Вводная часть
Воспитатель приглашает детей отправиться к волшебному дереву.
Воспитатель:
- Доброе утро, дети. Я очень рада видеть всех вас, сегодня нас ждёт много интересного. Надеюсь, что вы будете внимательными, дружными и активными. Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня прилетело к нашему волшебному дереву. (воспитатель обращает внимание детей на дерево, к которому прикреплены карточки с изображениями птиц)
Давайте присядем и послушаем, о чем же они говорят. (дети присаживаются на ковер)
- А, чтобы вас ничего не отвлекало закройте, пожалуйста, глазки. (звучит музыка «Голоса птиц»)
- Сейчас я вам расскажу историю про одного художника. Послушайте. «У этого художника нет - и не может быть счастливого соперника во все времена на всех континентах. Он искусно режет скалы, создавая из них причудливые каменные хороводы, он спускается в долины и одевает их в неповторимые наряды, проникает в глубь лесов и поднимает вверх стройные красавицы ели. Его палитра: и зеленное раздолье полей и лесов, и серое безмолвие пустынь, и степи, бегущие за горизонт». Как вы думаете, дети, как имя этого гениального художника? Кто же может создавать эту нерукотворную красоту? (ответы детей)
Воспитатель:
- Да, природа создает, дарит нам этот удивительный мир. И среди этих даров - птицы. Миллионы лет назад появились первые пернатые. Как вы думаете, дети, почему их так называют? (ответы детей)
- А еще через миллион лет зашагал по земле человек, способный оценить всю эту красоту. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, и услышал удивительные звуки. Что же доносилось с неба? (ответы детей)
- Действительно, это были голоса птиц. Это - удивительная, неповторимая, живая музыка природы, которую никогда и не с чем не перепутаешь. (музыка смолкает)
II. Основная часть
Воспитатель:
- Представьте на минуту, что вдруг смолк их многоголосый хор, опустели ветви деревьев. Как вы думаете, каким тогда стал бы наш мир? (ответы детей: унылым, безрадостным, грустным, тихим, скучным)
- А какой он с птицами? (ответы детей: веселый, звонкий и т. д.)
- Да, но птицы дарят нам не только красоту, они еще и приносят огромную пользу. Какую же пользу приносят птицы? (ответы детей: уничтожают насекомых, вредителей, грызунов)
- Правильно, поэтому мы должны их беречь, заботиться о них. Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях, о том, как им нелегко приходится зимой. Скажите, вы любите зиму? Почему? А легко ли приходится птицам? (ответы детей)
- Действительно, зима-красавица щедра на искристые снежинки, обильные метели, она дарит нам много радости, но совершенно не хлебосольна. Поэтому птицы улетают в теплые края и прилетают только весной. Скажите пожалуйста, а все ли птицы улетают? Как называют тех птиц, что улетают? А что остаются зимовать? (ответы детей)
- Каких перелетных птиц вы знаете? Зимующих? (ответы детей)
- Сейчас мы проверим, как вы их знаете.
Воспитатель загадывают загадки о птицах. Ребенок отгадывает и берет с дерева нужную птицу.
1. Умный мальчишка в сером армячишке
Бегает, шныряет, крошки собирает. (воробей)
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это (снегири)
3. В красной шапке расшитой, в черненьком кафтане
Знаменит в семье лесной песенкой смешной.
Что за песня красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та! (дятел)
4. Маленькая птичка, желтогрудая певичка
Звонко песенку поет, сало вкусное клюет. (синичка)
5. А это кто гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует, дружка целует? (голубь)
6. По лесу летит, громко трещит
Сама белобока, кто она?. (сорока)
7. Платье серое надела и к кормушке подлетела,
Стала каркать: «Кар-кар-кар! Что за птичий тут базар? (ворона)
Воспитатель:
- Все загадки отгадали, но обратите внимание на наше дерево. Что за птицы на нем остались? (ответы детей - перелетные) Давайте еще раз их назовем.
- Молодцы! А теперь, я предлагаю вам поиграть. Проводится подвижная игра «Перелетные птицы».
Подвижная игра «Перелетные птицы»
Дети изображают перелетных птиц, если называются месяцы зимы, улетают в теплые края (подходят к мультимедийному экрану с изображением летнего пейзажа). Если летние месяцы - они остаются на месте.
Воспитатель:
- Мы с вами уже сказали о том, что под толстым слоем снега птицам нелегко добывать себе корм, а голодному и замерзнуть недолго. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.
Дети читают стихотворение Елены Благининой «Мороз».
Морозы жестокие в этом году,
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушек, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Воспитатель:
Мы их покормим в это время года
Они нас летом отблагодарят
Вредителей садов и огородов,
Всех червяков и гусениц съедят.
- Вот и я решила позаботиться о птицах и приготовила корм для них. (показывает тарелочки с колбасой, огурцом, помидором, луком, мылом)
- Покормим птиц? (ответы детей - птицы это не едят)
- А что едят? (ответы детей)
- Давайте с вами вместе вот на эту тарелочку сложим то, что любят птицы. (на столе разложен разный корм для птиц, ребенок кладет корм и поясняет какая птица что любит:
Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, воробьев, синиц.
Пшено и просо предпочитает воробей.
Ягоды рябины - снегири.
Хлебные крошки едят синицы, воробьи.
Сырое (несоленое) сало - синицы, дятлы.
Сырое мясо - синицы, вороны, дятлы, сороки.)
Воспитатель:
- Ребята, скажите пожалуйста, а куда надо сыпать корм, чтобы птицам было удобнее? (ответы детей)
На мультимедийном экране появляется изображение синицы.
- Ой, ребята, посмотрите, а кто это к нам прилетел? Давайте представим, что мы тоже с вами синицы.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири- тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель:
- Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной красивой птицей- это клест. С помощью мультимедийного оборудования на экране появляется изображение клеста.
- Посмотрите, какое красивое красно- коричневое оперение, а назвали его так, потому что клюв у этой птицы загнут крест на - крест. В январе посреди зимы рождаются у клеста клестята. Чтобы не замерзли птенчики, клесты строят двухслойные гнезда, сверху веточки и глина, внутри мох и птичий пух. Клесты своим удивительным клювом достают из еловых шишек - семена. Они кормят своих детенышей еловой кашей, перемалывая семена. Во время рассказа воспитателя на экране появляются соответствующие тексту изображения.
- Дети, как называется птица, с которой мы только что познакомились? Когда у нее появляются птенцы? Чем она кормит своих птенцов? (ответы детей)
Воспитатель:
- Вот сколько птиц мы уже с вами знаем. Что общего в строении всех птиц? Назовите части тела птиц? Для чего нужен клюв? Какой он у клеста? (ответы детей)
III. Заключительная часть (итог занятия в соответствии с поставленными целями)
Воспитатель:
- Ну вот и заканчивается наше занятие, давайте вспомним о чём мы говорили? С какой птицей познакомились? (ответы детей)
- Молодцы! А теперь вас ждёт сюрприз: наши пернатые друзья приготовили вам подарки - свои портреты, которые вы сможете самостоятельно раскрасить.
Занятие закончено. Всем спасибо.