Галина Романова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию для старших дошкольников «Золотой ключик»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно – образовательная деятельность по речевому развитию с использованием технологии проблемного обучения.
Задачи образовательной деятельности :
1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.
2. Упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом «ключ» с использованием проблемной ситуации.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию для старших дошкольников „Золотой ключик“» размещена в разделах
Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных. Развивать интонационную выразительность речи.
3. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.
Словарная работа: ключ — родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.
Материал: Презентация, запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем.
Ход непосредственно– образовательной деятельности : Постарается Женя
Меня услышит и Софья
Ушки слышат у Светланы
У Егора и Степана
Илюша со мной играет
Вика знания закрепляет.
Поднимите руки выше
Кто имён своих не слышал.
(Никита и Миша).
Дети заканчивают стихотворение.
Например, Миша тоже играет
А Никита знания закрепляет.
Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? О дружбе.
Как вы думаете, что значит дружить? Рассуждения детей.
Ребята, а с кем можно дружить? С другом. А кто может быть другом? (Люди, животные, дети, родители.)
Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому? Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга.
Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Показ на презентации. На магнитной доске поэтапно выставляется алгоритм решения проблемы:
1. Постановка проблемы:
Однажды встретились два друга.
Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, — сказал Сережа.
Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная. Друзья друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.
Эвристическая беседа:
— О ком этот рассказ?
— Что случилось с Сережей?
— А что ответил Саша?
— Почему же друзья разошлись?
— Какая проблема возникла у мальчиков?
— Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?
— Сможем ли мы помочь мальчикам?
— Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили).
— Вы хотите помочь мальчикам разобраться?
2. Уточнение, анализ знаний:
А какие вы знаете ключи?
Дети рассказывают, какие они знают ключи. Скрипичный, гаечный, дверной. Показ на презентации.
3. Выдвижение гипотез.
Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? (Предположения детей)
Обобщаем ответы детей:
— Значит, Сережа мог потерять дверной ключ.
— Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? Что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая.
— Что же это за ключ, из которого можно пить? (Предположения детей)
Воспитатель обобщает ответы детей:
— Возможно — это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.
4. Проверка решения.
Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Серёжином ключах? Посмотреть в словаре, энциклопедии, в интернете, спросить у взрослых. Показ на презентации.
Как по-другому называют ключ, бьющий из земли? (родник).
Показ на презентации. Не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.
Физ. Минутка:
Буратино раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.
— Какой ключ искал Буратино? Золотой, дверной.
— Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.
Проводятся кинезиологические упражнения - «рисование» в воздухе травы, гора, родник.
Словесная игра: Скажи правильно.
Вода в реке быстрая, а в роднике — еще быстрее. Вода в речке холодная, а роднике еще холоднее. Вода свежая, а в роднике свежее. Вода вкусная, а в роднике, ключе вкуснее.
Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились.
Все это называется — словом ключ. А внешне они похожи или разные?
Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно — многозначное.
5. Открытие.
Ребята, какое мы с вами сделали открытие? Что слово «ключ» имеет несколько значений, оно многозначное.
Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись.
Игра «Помоги Серёже найти ключик». Показ образца на презентации. Дети ищут подходящий ключ.
Физминутка: «Вверх рука и вниз рука»
Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам). Показ на презентации.
Дети составляют по схемам предложения, состоящие из трёх и четырёх слов.
Я потерял ключ.
Мы купили ключ.
Вдалеке журчал ключ.
Я открыл ключом дверь.
Папа купил гаечный ключ.
Ключ застрял в двери.
Мы забыли взять ключ.
У него собственный ключ.
Ребята, история про мальчиков закончилась.
Итог непосредственно – образовательной деятельности : Что вам запомнилось? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие?