Елена Бодунова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Заколдованное королевство»
Цель: способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Задачи:
• продолжать учить дошкольников решать логические задачи на разбиение множества по признакам, на поиск недостающих в ряду фигур;
• закрепить умение выкладывать предметы слева направо;
• закрепить количественный и порядковый счёт в пределах восьми;
• развивать умение обобщать и сравнивать множества предметов по выделенным признакам;
• развивать память, мышление, внимание, мыслительные действия, речь;
• воспитывать интерес к чтению сказок;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию „Заколдованное королевство“» размещена в разделах
• воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.
Материал:
• панно «Сказочный дворец» - большой лист ватмана;
• звуковая палочка;
• разноцветный платок;
• два обруча разного цвета;
• картинки-символы по свойствам блоков Дьенеша;
• логическая таблица;
• сундучок с картинками, на которых изображены герои сказок;
• схемы дворцов;
• наборы блоков Дьенеша и металлические бубенчики на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
• упражнения и игры с блоками Дьенеша;
• решение логических таблиц;
• чтение сказок зарубежных писателей: «Золушка», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Дюймовочка», «Питер Пен», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Кот в сапогах», «Снежная королева», «Свинопас».
Ход.
Дети встают полукругом около воспитателя.
Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочное путешествие: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаю колдовать. Ну-ка дружно повернитесь, в королевстве окажитесь!».
Дети поворачиваются вокруг себя, в это время воспитатель звуковой палочкой делает взмах и снимает платок с панно.
Воспитатель: ребята, мы очутились в сказочном королевстве, но вот беда – все жители королевства пропали. Я думаю, что не обошлось без колдовства. Но мы можем всё исправить, и помогут нам в этом разноцветные блоки, сегодня они не простые, а волшебные. Если мы правильно выполним все задания, то все сказочные жители вернуться. Готовы?
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
1. «Выложи дорожку» - по карточкам-символам, обозначающим признаки нужного блока, дети находят блоки и выкладывают их в ряд.
Вопросы к детям:
покажи первый блок;
сколько всего блоков;
покажи пятый блок;
покажи шестой блок;
расскажите всё про третий блок;
покажите седьмой блок;
расскажите всё про седьмой блок;
покажите четвёртый блок.
Молодцы, ребята! Вы не случайно выложили восемь блоков, мы расколдовали Белоснежку и семь гномов (из волшебного сундучка воспитатель достает изображения героев сказки и располагает их на панно).
2. «Найди домики поросятам» - детям предлагается логическая таблица: три ряда изображений домиков, в двух рядах не хватает по одному изображению. Дети совместно с воспитателем анализируют изображения и выделяют признаки, по которым домики отличаются: форма крыши, штриховка крыши, цвет домика, деление окон на части.
Воспитатель: молодцы, ребята! Вы помогли поросятам, и они возвращаются в сказку (изображение поросят помещается на панно).
3. А сейчас самое сложное задание, но оно и самое интересное.
Злой волшебник запер в башне сказочных красавиц. Надо помочь принцам освободить их (четыре изображения красавиц спрятаны за дверьми и окнами башни). Напоминаю правила прохождения лабиринта:
-не ходить по закрашенным клеточкам;
-не ходить по диагонали (наискосок);
-внимательно изучить карточки-символы;
-в случае необходимости возвращаться и искать новые пути прохождения лабиринта (изображения принцев каждый раз меняется).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: спасибо, ребята! Вы помогли принцам освободить всех красавиц. А сейчас предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Фея проснулась»
«Утром фея проснулась,
Потянулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
Пять – начала танцевать.
Шесть, а дел ещё не счесть.
Семь – устала совсем.
Восемь – фею в гости просим»
(дети говорят текст и выполняют соответствующие движения)
Воспитатель: ребята, делая физкультминутку, вы расколдовали фею. Узнали её? Да, это фея Динь-Динь. Она привела с собой своих друзей. Кто это? (Питер Пен и дети). Воспитатель помещает изображения этих героев на панно.
4. Ребята, а сейчас нам надо помочь Золушке вернуться в сказочное королевство.
Воспитатель предлагает детям сесть на ковер, на середине ковра лежат два обруча разного цвета.
Злая мачеха дала Золушке задание – разобрать крупу. Если мы поможем Золушке сделать это быстро и правильно, то она не просто вернётся в нашу сказку, но и успеет на бал. Проводится игра «Два обруча». Блоки Дьенеша раскладываются в обручи по определённому правилу. Уточняются понятия «межобручное пространство», пространство вне обручей. В процессе игры дети рассказывают, почему они положили блок именно в тот или иной обруч.
5. «Строим дворец».
Воспитатель предлагает детям встать полукругом около панно.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько сказочных героев в нашем королевстве, а станет ещё больше, если в королевстве появится много новых дворцов и замков. Сказки подарили нам добрых волшебников, принцев и принцесс, королей и королев, эльфов, гномов, фей и, конечно же, добрых смелых детей. Воспитатель предлагает каждому построить свой дворец с использованием схем. Внимательно изучите схему – размер, форму, толщину и цвет блоков.
Дети выполняют задание. Рядом с дворцом дети размещают сказочных героев.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько сказочных героев мы смогли вернуть в королевство. Для этого пришлось много потрудиться, выполнить сложные задания. За ваше старание фея Динь-Динь приготовила вам подарки. Поможет мне волшебная палочка (из сундучка воспитатель достаёт бубенчики). Эти бубенчики помогут всем продолжить путешествие по сказкам. Каждый вечер, укладываясь спать, посмотрите на бубенчик, и попросите маму или папу прочита
ь вам новую сказку.
После занятия воспитатель предлагает детям рассказать друг другу для каких сказочных героев они строили свой дворец.