Ольга Лукина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к казачке Ульяне»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков.
Задачи:
Образовательные :
• приобщать детей к культуре и быту казачества;
• закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
• Закреплять представления о реке Дон
Развивающие :
• развивать мышление через игру «Кто спрятался?»;
• развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность через пальчиковую гимнастику «Рыбки»;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию „В гости к казачке Ульяне“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
• развивать способности соотносить слово с действием через игру «На скамейке у плетня».
• Развивать и закреплять в словарный запас детей по теме казачество
Воспитательные:
• воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
• Формировать умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано
Словарная работа: курень, рундук, плетень, стряпка.
Ожидаемый результат:
• у детей сформированы представления о быте казака;
• у детей сформированы представления о реке Дон.
Оборудование:
• интерактивный экран;
• дорожка с карманами;
• фигурки животных;
• магнитная доска;
• пособие «Дары Фребеля»
• пластилин.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я сегодня шла в детский сад и мне почтальон переда письмо. Давайте я вам прочитаю что там.
Текст письма. (Открывает письмо и читает.)
Здравствуйте дорогие ребята.
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
Буду очень рада, если вы приедете в гости и увидите красоту моего края.
Воспитатель: О чем говорится в этом письме?
Дети: о красоте нашего края о степях и полях;
- о великой и могучей реке Дон;
Слайд № 1 (река Дон)
Воспитатель: А что вы о ней знаете? Что можете рассказать? Посмотрите на эти картины с изображением реки Дон.
Дети:- Она большая, широкая, с красивыми берегами в ней водится много разной рыбы
Воспитатель: Ну что ребята поедем в гости к Аксинье?
Дети: Да
Воспитатель: Вот только беда адреса то нет. Куда же нам ехать?
В письме находятся маленькие конвертики разных цветов. Дети выбирают каждый себе конверт. Там лежат разрезные картинки.
Воспитатель : Вам нужно собрать все картинки в них есть подсказка
Дети собирают разрезные картинки
Йод, кошка, сова, арбуз, автобус
Воспитатель: А теперь назовите мне первые буквы названий ваших картинок
Дети называют буквы. Воспитатель помещает их на магнитной доске.
Воспитатель: Давайте попробуем составить слово и поймем куда нам нужно ехать.
Дети составляют слово.
АКСАЙ
Воспитатель: Правильно это город Аксай. Я предлагаю вам добраться по реке Дон.
Воспитатель: А на чем же нам туда добраться?
Дети: на лодке, катере, корабле.
Воспитатель: Я предлагаю плыть на корабле, вот только где же нам взять его?
Дети: Построить, нарисовать купить
На столе пособие «Дары Фребеля» и схемы корабля
Воспитатель: посмотрите, может из этого мы сможем построить корабль?
Дети собирают корабль по образцу
Воспитатель: какой замечательные у нас получился корабль. Ну что отправляемся в путь?
Дети: Да.
На экране Дон по нему плывет корабль.
Слайд : № 2
Я на мостике стою
И бинокль в руках держу.
Волны плещутся слегка,
Качка тихая пока,
Волны сильными вдруг стали
И от качки все упали.
За канат держусь я крепко,
Вдруг сорвало ветром кепку,
Я ловить рукою стал,
Чуть с мосточка не упал Ноги расставить широко, руки на поясе.
Изобразить бинокль с помощью пальцев рук, поднести воображаемый бинокль к глазам.
Обеими руками изобразить легкую волну.
Покачаться из стороны в сторону.
Изобразить волну руками более интенсивно.
Присесть.
Изобразить перебирание каната обеими руками, крепко сжимая кулаки.
Руку поднести к голове и резко отвести в сторону.
Сделать несколько движений в воздухе сначала одной, затем другой рукой.
Руки в стороны, балансировать.
Воспитатель: Что бы добраться быстрее, нужно позвать нам на помощь ветерок. Повторяйте за мной
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Ветер, ветерок Натяни парусок!
Дети набирают воздух носом и выдыхают п-п-п-п
Кораблик гони До Дона-реки!
Дети набирают воздух носом и выдыхают ф-ф-ф-ф
На экране рыбки плещутся в воде
Слайд №
Воспитатель: Ой посмотрите, что там плещется в воде?
Дети: Это рыбки.
Воспитатель: А каких донских рыб вы знаете?
Дети: Щука, лещ, сазан, карп.
Воспитатель: Ребята а вы знаете о том что весной нельзя ловить много рыбы, идет нерест, для того, чтобы появились мальки. Рыбу нужно беречь
Воспитатель : Давайте лучше с ними поиграем
Пальчиковая гимнастика “Рыбка”.
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла. Две ладошки вместе изображают плавательные движения.
Хлопают в ладоши
Ладони поочередно сжимаются в кулак.
Плавное движение каждой ладонью.
Хватательные движения “щепоткой”.
Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками.
Воспитатель: Вот мы и добрались до славного города Аксая.
На экране курень
Слайд № 3
Воспитатель: Ребята что это?
Дети: Курень
Воспитатель: А что означает слово курень?
Дети: - Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома.
Воспитатель: А сколько этажей в казачьем курене?
Дети: -Казачий курень строили двухэтажный, «полукаменный», первый этаж строили из самана, саман лепили из глины и воды, второй этаж был деревянный.
-Первый этаж был нежилой, а хозяйственный, казаки считали, жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.
-Балкончик, вокруг дома у казаков назывался балясы, он служил для того, чтобы удобно было открывать и закрывать ставни, а во время наводнения на лодке можно было отплыть прямо от балкончика.
Воспитатель: Крытое крылечко у казаков называлось «рундук», и украшалось оно резным орнаментом в виде виноградной лозы, листа плюща и бараньих голов, а для чего казаки это делали?
Дети: этот орнамент был призван защищать дом казака от зла : наговоров и болезней.
Дети: - Крыши куреня делали из камыша или соломы, а позднее из железа.
-Готовый дом мазали, после того как дом был помазан, его красили. Курени красили в желтый, голубой или синий цвет, деревянные стены красили в белый цвет, а ставни в жёлтый или в синий.
-Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному.
Воспитатель: Двор и хозяйство куреня огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети. Ребята, а давайте поиграем.
Пальчиковая игра «На скамейке у плетня»
На скамейке у плетня
Собралась вся семья.
Погутарить, пошутить
Деток разуму учить
Наш дедуля казачок
Смастерит нам сундучок
Сохраним подарки в нём,
Куплены на ярмарке.
А бабуля – бабушка
Испечёт оладушки,
Чтоб внучаток угощать,
В алы щёчки целовать
Батюшка любимый
Защитит родимый
Прогонит с порога
Незваного ворога.
Матушка-хозяюшка
Малым детям нянюшка
Колыбель качает
Песню напевает,
Спите крошки
Ночь уйдёт
Утро радость принесёт
И конечно пострелёнок
Озорной ноне ребёнок
Озорной ягоза
Во все стороны глаза.
Поседела у плетня
Наша дружная семья.
Поиграли, пошутили,
Малых деток научили.
Мамку с тятей почитать,
Бабу с дедом уважать,
Не грубить и не злословить,
Доброту не экономить,
Всех прощать,
Уметь любить,
Данным словом дорожить,
Ведь не зря гласит молва -
Семья дружбою жива.
Звенья все одной цепи
Ты попробуй - разорви.
Дети указательный палец правой руки прикладывают к щеке, а левой рукой поддерживают правый локоть.
Разводят руками и обнимают ладонями рук плечи.
Указательный палец правой руки подносят к губам.
Указательный палец правой руки прикладывают ко лбу поочерёдно «закручивают усы».
Стучат кулачками.
двумя руками тянутся вперёд, ладонями вверх.
Держа руки на уровне головы, потирают пальцами большими, указательными и средними, имитируя посыпание солью из щепотки.
движения рук имитируют «надевание платка на голову».
Хлопают ладошками о ладошку, имитируя «лепку пирожков»
Круговыми движениями рук поглаживают живот
Указательными пальцами постукивают по щёчкам
Ладонь правой руки подносят к сердцу, а левую руку опускают на колено.
правую руку поднимают над головой, собрав кисть в кулачок «машут саблей
протягивают ладони вперёд
поглаживают ладошками соседа по голове
скрещенными руками «покачивают колыбель»
обе руки подносят под щёчку
правой рукой машут до свидание
Хлопают в ладоши
руками показывают на себя
правой рукой «грозят пальчиком».
бег на месте
Поворачивают головой вправо - влево
указательный палец правой руки прикладывают к щеке, а левой рукой поддерживают правый локоть.
Разводят руками
Топают правой ножкой 2 раза.
сжимают в кулачок поочерёдно по одному пальчику - большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Пальцы ритмично сжимают в «замок».
соединяют по очереди большие с указательными пальцами, образуя «цепочку», затем большие со средними, большие безымянными и большие с мизинцами.
Становятся вкруг, держась за руки.
На экране появляется казачка Ульяна
Слайд № 4
«Здорово дневали казачата»?
Дети: «Слава Богу»
Заходите на мое подворье!
На экране казачье подворье
Слайд №5
Ульяна : А хотела вам показать своих животных и птиц. Но у меня случилась беда. Пришла весна, случилось половодье, Дон батюшка разлился да вышел за свои берега и смыл плетень. Все животные и разбежались кто куда
Воспитатель: Ребята давайте поможем Аксинье найти животных
Каких домашних животных вы знаете
Дети: Корова, коза, лошадь, собака, свинья
Воспитатель: Ребята посмотрите, это волшебная дорожка может там спрятались животные.
На полу лежит дорожка с карманами, в которых лежат фигурки животных
Детям нужно на ощупь определить, что за животное там находится
Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какое животное он нашел.
Давайте посмотрим, где же прятались животные. Каждый ребенок рассказывает о своем животном.
Слайд №6 (игра)
1. Игра «Кто спрятался?»
(появляется иллюстрация подворья, звучит голос животного, дети называют и выбираю правильную картинку, на экране появляется спрятанное животное)
Педагог: -кто это?
Дети: -корова
А где она спряталась
Дети: За колодцем
И т. д. животные- свинья, собака, кошка. И на большом экране появляется картинка подворья со всеми животными
Ульяна : Вот спасибо, помогли вы мне. Заходите ко мне в гости.
Ульяна : А это моя кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется?
Дети: Потому что здесь готовят еду- стряпают.
Воспитатель: Правильно. Сейчас мы с вами такую комнату в нашем доме называем как?
Дети: кухня!
Воспитатель: Действительно, стряпать значит готовить пищу, отсюда и слова: стряпуха, стряпка.
Стряпка_ это одна из главных комнат куреня, это самая теплая комната. Здесь находится «Царица» дома. Вот послушайте загадку:
Летом спит, зимой горит,
Пасть открывает, дрова глотает,
Весь дом согревает.
Как вы думаете, что это?
Дети: это печка!
Воспитатель: Ребята, как здесь красиво, тепло и уютно.
Ульяна : Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков?
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов.
Воспитатель: А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов.
Воспитатель: красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.
Воспитатель: Как хорошо и ладно все у тебя Аксинья. Но нам пора отправляться домой.
Ульяна : Давайте я вам в дорогу налью крынку молока от моей буренки.
Я же забыла совсем а крынка же у меня разбилась. Что же делать?
Воспитатель: Ребята давайте сделаем крынку сами
Дети: Давайте.
Слайд № 7 (фото крынки)
На столах разложен пластилин, дети садятся за столы и лепят из пластилина крынки.
Ульяна : вот какие молодцы. Какие замечательные крынки у вас получились. Я налью вам с собой домашнего молочка.
Воспитатель: Спасибо тебе Аксинья. Нам пора отправляться домой.
На экране Дон по нему плывет корабль.
Слайд : № 8 Волны
Я на мостике стою
И бинокль в руках держу.
Волны плещутся слегка,
Качка тихая пока,
Волны сильными вдруг стали
И от качки все упали.
За канат держусь я крепко,
Вдруг сорвало ветром кепку,
Я ловить рукою стал,
Чуть с мосточка не упал Ноги расставить широко, руки на поясе.
Изобразить бинокль с помощью пальцев рук, поднести воображаемый бинокль к глазам.
Обеими руками изобразить легкую волну.
Покачаться из стороны в сторону.
Изобразить волну руками более интенсивно.
Присесть.
Изобразить перебирание каната обеими руками, крепко сжимая кулаки.
Руку поднести к голове и резко отвести в сторону.
Сделать несколько движений в воздухе сначала одной, затем другой рукой.
Руки в стороны, балансировать.
. Воспитатель: Ну, вот мы и дома, ребята, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать?
Ответы детей.