Валентина Жаворонкова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Приключения водяной капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема"Приключения водяной капельки"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Полянский детский сад «Сказка» муниципального образования –
Рязанский муниципальный район Рязанской области
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе
«Приключения водяной капельки»
Жаворонкова В. В.
МБДОУ «Полянский детский сад «Сказка»
воспитатель
Февраль, 2018 год.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Приключения водяной капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Создать условия для обобщения и расширения знаний о свойствах воды у детей старшего дошкольного возраста, посредством познавательно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Включить детей в поисково – исследовательскую деятельность;
2. Способствовать формированию умения детей делать выводы, на основе экспериментов;
3. Активизировать и расширять словарь детей.
4. Развивающие :
1. Развивать слуховое и зрительное внимание, память;
2. Развивать умение детей находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
Воспитательные:
1. Мотивировать детей на проявление настойчивости в достижении результата своих действий, на положительное отношение к другим людям и самому себе;
2. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь;
3. Заинтересовать детей путешествием, вызвать у них эмоциональный
отклик.
Словарная работа: корреспондент, лаборатория, интервью.
Материалы к занятию: электронная презентация, карточки-схемы, одноразовые стаканчики, различные емкости для воды, снега и льда, кисти, краски, цветные картинки.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Дети с воспитателем входят в группу, встают в круг.
Мотивация общения «Улыбка»
Задача: Создание положительного эмоционального настроения.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня день? Хмурый пасмурный, или светлый и солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, и на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я поделюсь улыбкой с вами, а вы со мной, со своими друзьями, а теперь поздоровайтесь с гостями и подарите им свои замечательные улыбки. В группе стало еще чуточку светлее от наших улыбок.
Мотивация личной заинтересованности :
Ребята, а вы любите слушать сказки, тогда присаживайтесь на стульчики и расскажу вам одну удивительную историю.
2. Основная часть.
Рассказ воспитателя сопровождается показом электронной презентации.
Задача: заинтересовать детей, вызвать желание прийти на помощь.
На планете Земля жила-была семья: папа Капля, мама Капля и маленькая Капелька. Малышка была послушной и очень любопытной. Особенно Капелька любила гулять, когда шел дождь. Ей нравилось прыгать дождиком по лужам, стучаться к людям в окна и звать ребятишек на улицу. Однажды Капелька подслушала разговор взрослых, она знала, что это нехорошо, но вы же помните, она была очень любопытной и узнала Капелька, что у нее есть сестрички, но вот кто они, она расслышать не смогла. И с тех пор Капелька загрустила…
Воспитатель: Ну что же ребята, как мы с вами поступим?
Предположения детей.
Воспитатель: Чтобы найти капельке ее сестричек, мы должны постараться и все о ней самой узнать.
Воспитатель предлагает детям пройти к столу, в центре которого стоит глобус.
Воспитатель: Ребята, вы узнали этот предмет?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Да, это глобус или модель земного шара, именно так выглядит наша планета. А какого цвета на глобусе больше и что именно обозначено этим цветом.
Ответы детей.
Воспитатель: А где в природе мы можем встретить воду?
Дети: В реках, озерах, морях.
Воспитатель: Вы догадались, что мы сегодня будем исследовать?
Дети: Воду.
Воспитатель: Нам пришла пора отправляться в нашу исследовательскую лабораторию. А поможет на туда попасть глобус, давайте вместе со мной его покрутим и произнесем слова :
Глобус мы покрутим дружно,
О воде узнать нам нужно.
Раз, два, три в лабораторию пришли.
Подготовка к экспериментальной деятельности:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое лаборатория, чем здесь занимаются?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям надеть специальные костюмы.
Опытно – исследовательская деятельность.
Цель: учить детей устанавливать причинно - следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы на основе простых опытов.
(На подносах стоят различные емкости и стаканы наполненные водой. Лежат кисти, краски, цветные картинки. На карточках написаны задания. Воспитатель: Опыт № 1 (на карточке). «Имеет ли вода форму»
Воспитатель: Ребята как вы думаете, может ли вода быть круглой, треугольной, или другой формы.
Это мы сейчас проверим на опыте.
Дети берут воду и наливают в разные емкости.
Воспитатель: Что мы увидели ребята?
Ответы детей: Мы увидели, что вода заполнила стаканчик и приняла его форму.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Вода принимает форму того предмета в которую её помещают.
На магнитной доске появляется карточка-символ, фиксирующая вывод.
Опыт № 2. «Имеет ли вода цвет?»
- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно, что нарисовано на картинке?
- Значит вода какая? (прозрачная).
- А теперь добавьте любую краску в стаканчик с водой. Что произошло? (вода окрасилась)
Вывод: вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.
-А где вы с таким свойством воды сталкивались ещё?
Ответы детей: Когда завариваем чай или кофе, или когда в чай кладём варенье.
карточка-символ, фиксирующая вывод.
Опыт № 3 «Есть ли вкус у воды?»
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
На магнитную доску выставляется картинка – схема
Опыт № 4 «Есть у воды запах?»
- Возьмите стаканчики с чистой водой и понюхайте. Пахнет ли вода?
- А теперь поиграем в игру «Угадай по запаху» : я капну в каждый стаканчик какое-то вещество, а вы мне скажете, чем пахнет (воспитатель капает эфирное масло «Апельсин» в каждый стаканчик) Давайте перемешаем. Теперь понюхайте ещё раз, что произошло? (вода стала пахнуть апельсином)
- Вывод: вода не имеет запаха, но принимает запах пахучего вещества, которое в него добавили.
На доску выставляется картинка – схема.
Воспитатель: Ребята, мы уже много можем интересного рассказать водяной капельке, но кто помнит, о чем еще нас просила капелька?
Дети: Разыскать ее сестричек.
Воспитатель: А для этого нам нужно разделиться на две команды.
(на столе эмблемы, с изображением льдинки и снежинки, ребята делятся на команды)
Воспитатель: Пожалуйста, команды подойдите к своим столам и посмотрите, что там находится и как нам это поможет разыскать сестричек водяной капельки?
Дети встают вокруг столов.
Воспитатель: У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снег. Возьмите лед и снег в руки и скажите, какие они.
Ответы, команда «Льдинка» : холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный.
Ответы, команда «Снежинка» : холодный, легкий, рыхлый, по цвету белый.
Воспитатель: Понаблюдайте за снегом и льдом, что с ними происходит, когда вы держите их в руках.
Дети: они начинают таять и превращаться в воду.
Воспитатель: Почему это происходит.
Дети: Лед и снег тают от тепла наших рук.
Воспитатель: А давайте посоревнуемся и проверим, что тает быстрее и почему?
Дети: Снег тает быстрее льда, потому что лед более твердый.
Вывод: когда тепло снег и лед превращается в воду. А когда температура низкая (холодно) вода превращается в лед и снег.
(схемы-карточки на магнитную доску)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо и плохо»
Скажите, а лед – это хорошо и чем?
Ответы детей: Можно кататься на коньках, покрывает пруды и реки, защищает подводный мир, если крепкий, может использоваться, как дорога.
Воспитатель: Вопрос другой команде. Когда лед – это плохо?
Дети: Можно поскользнуться, упасть, можно заболеть, если облизывать сосульки.
Воспитатель: А снег – это хорошо и чем?
Дети: Можно кататься на санках, лепить снеговиков, согревает землю, защищая насекомых и растения, когда тает, питает почву водой.
Воспитатель: Вопрос другой команде. Когда снег – это плохо?
Дети: холодный, можно заболеть, если брать в рот, укрывает землю, и зверям и птицам трудно находить пропитание.
Воспитатель: Молодцы команды. Ребята, а мне кажется, мы с вами уже нашли сестричек водяной капельки, кто же они?
Дети: Льдинки и снежинки.
Воспитатель: А предлагаю вам еще раз все, что мы узнали из опытов. Но сделаем мы это не совсем обычно. Я буду корреспондентом.
А кто такой корреспондент?
Ответы детей.
Воспитатель: Корреспондент, это человек, который занимается поиском интересной информации. Вот и я сейчас хочу, чтобы вы мне рассказали, что интересного вы узнали на занятии.
Вопросы «корреспондента»
- Скажите, пожалуйста, какого цвета вода? (она бесцветная)
- А когда вода становится цветной? (когда в нее добавляется, что-то красящее)
- А есть ли у воды вкус? Она какая? (безвкусная)
А расскажите мне, когда же у воды появляется вкус? (принимает вкус веществ, которые в ней растворили)
- Ну тогда наверное у воды есть запах? (нет, но она принимает запах вещества, которое в ней растворили)
- А когда на улице мороз, что происходит с водой? (она замерзает и превращается в снег и лед)
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь посмотрим на экран.
Водяная капелька благодарит ребят за помощь и сообщает, что она приготовила для них фокус.
Сюрпризный момент «Цветы на воде».
Воспитатель: Ребята, кому сегодня понравилось помогать капельке, возьмите со стола цветок красного цвета, а кому было неинтересно или грустно - цветок синего цвета. Опустите цветы в воду и посмотрите, что
с ними произойдет.
Делаем цветы заранее из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки цветка начинают распускаться).
Педагог благодарит детей за старания.