Светлана Булатова
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей комбинированной группе «Осень. Деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 комбинированного вида» города Магнитогорска
ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧЕМУЧЕК
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей комбинированной группе
«Осенние эксперименты» по лексической теме «Осень. Деревья»
учитель-дефектолог Булатова Светлана Федоровна
Октябрь 2021г.
Цель: Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей комбинированной группе „Осень, Деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
Совершенствовать навыки рисования.
Словарь: черешок, кромка.
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
Развивать внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.
Воспитывать любознательность.
Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
Оборудование:
Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Цветные карандаши, бумага для рисования.
Листья зеленые и других цветов ( настоящие: крупные и мелкие, разной формы).
Картинки с изображением знакомых детям деревьев.
Листы зеленой бумаги для задания «Полет листка» (на каждого ребенка).
Листы с графическим заданием «Полет листа»
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие в Лаборатории Почемучек. Мы проведем опыты и эксперименты для того, чтобы получить ответы на вопросы, почему листья меняют свою окраску осенью. Кроме этого, вас ждет интересные задания и игры.
Кинезиологическое упражнение «Осень»
Осень, осень,
(Трем ладошки друг о друга)
Приходи!
(Зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень,
(Трем ладошки друг о друга)
Погляди!
(Ладони на щеки)
Листья желтые кружатся,
(Плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся.
(Ладонями поглаживаем колени)
Солнце нас уже не греет,
(Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее,
(Синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы,
(«Птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится.
(Барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем
(Имитируем по тексту)
И ботинки обуваем
(Топаем ногами)
Знаем месяцы:
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.
(Кулак, ребро, ладонь)
- Вчера мы вышли утром на прогулку, знакомились с разными видами деревьев и собирали листочки.
- Какие деревья вы видели на нашем участке? (Дети отвечают)
- Давайте найдем картинки и назовем дерево.
(Дети находят картинки и называют деревья)
- Осень - красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Исследование строения листа с помощью лупы
- Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
- Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
- Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
- Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Дидактическое упражнение «Ветер и листочек»
Перед вами зеленые листы бумаги, изображающие землю с травой. Возьмите желтый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Теперь внимательно слушайте и выполняйте:
Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.
Подул ветерок и листок перелетел влево.
Снова подул ветерок и перенес листочек вправо.
Ветер закружил листочек по кругу.
Ветер перенес листочек в верхний правый угол.
А теперь листочек полетел в нижний левый угол.
Листочек снова перенесся в центр.
Сдуйте листочек сильным выдохом, не надувая щеки.
- А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
1. Опыт «Почему лист зеленый?» (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань.
- Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Оно называется хлорофилл.
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или (каким? …)
2 Опыт «Как кислород влияет на разрушение хлорофилла?»
- Возьмем стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист.
Опустим в стакан с водой так, чтобы только половина его находилась под водой. Стакан поставим в темное место на 3-5 дней. Потом посмотрим, что будет?
(Через 3–5 дней увидим, что та часть листа, которая находилась в воде, сохранила зеленый цвет, а другая половинка пожелтела).
Выводы:
В воде намного меньше кислорода, чем в воздухе. Выходит, что хлорофилл разрушался медленнее при недостатке кислорода, так как процесс дыхания листа был замедлен.
- Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Оранжевые, красные, коричневые).
Динамическая пауза «Осенние листья» (за столом)
Раз, два, три, четыре, пять ( Хлопки: Кулак-ладошка).
Будем листья собирать.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
3 Эксперимент «Как листья опадают»
- На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал,
летел прямо вниз или кружился?
Выводы:
Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Дидактическое графическое упражнение «Полет листка»
Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Сами листья можете раскрасить цветными карандашами.
Творческое задание «Рисование по листьям»
Вам понадобится:
Пергамент/ вощеная бумага
Калька
Алюминиевая фольга
Мелки
Масляная пастель
Цветные карандаши
Несколько крупных листьев
Подкладываем лист под разные типы бумаги – фольгу, вощеную, кальку – и заштриховываем сверху, проявляя узор листа.
Вощеная бумага имеет глянцевую поверхность, и масляная пастель на ней выглядит очень эффектно, немного акварельной, по-осеннему. С калькой нужно быть аккуратнее, необходимо тщательно регулировать нажим карандаша. А на фольге получается объемный рисунок. Целый ворох открытий!
Рефлексия: Чем вам больше всего понравилось заниматься в лаборатории Почемучек?