Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей комбинированной группе «Осень. Деревья»

Светлана Булатова
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей комбинированной группе «Осень. Деревья»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 комбинированного вида» города Магнитогорска

ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧЕМУЧЕК

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей комбинированной группе

«Осенние эксперименты» по лексической теме «Осень. Деревья»

учитель-дефектолог Булатова Светлана Федоровна

Октябрь 2021г.

Цель: Обобщить знания об осенних изменениях в природе.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей комбинированной группе „Осень, Деревья“» размещена в разделах

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

Совершенствовать навыки рисования.

Словарь: черешок, кромка.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.

Воспитывать любознательность.

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

Сбор листьев разной формы и окраски.

Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Оборудование:

Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Цветные карандаши, бумага для рисования.

Листья зеленые и других цветов ( настоящие: крупные и мелкие, разной формы).

Картинки с изображением знакомых детям деревьев.

Листы зеленой бумаги для задания «Полет листка» (на каждого ребенка).

Листы с графическим заданием «Полет листа»

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие в Лаборатории Почемучек. Мы проведем опыты и эксперименты для того, чтобы получить ответы на вопросы, почему листья меняют свою окраску осенью. Кроме этого, вас ждет интересные задания и игры.

Кинезиологическое упражнение «Осень»

Осень, осень,

(Трем ладошки друг о друга)

Приходи!

(Зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень,

(Трем ладошки друг о друга)

Погляди!

(Ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,

(Плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.

(Ладонями поглаживаем колени)

Солнце нас уже не греет,

(Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,

(Синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы,

(«Птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.

(Барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем

(Имитируем по тексту)

И ботинки обуваем

(Топаем ногами)

Знаем месяцы:

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.

(Кулак, ребро, ладонь)

- Вчера мы вышли утром на прогулку, знакомились с разными видами деревьев и собирали листочки.

- Какие деревья вы видели на нашем участке? (Дети отвечают)

- Давайте найдем картинки и назовем дерево.

(Дети находят картинки и называют деревья)

- Осень - красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Исследование строения листа с помощью лупы

- Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

- Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

- Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

- Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Дидактическое упражнение «Ветер и листочек»

Перед вами зеленые листы бумаги, изображающие землю с травой. Возьмите желтый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Теперь внимательно слушайте и выполняйте:

Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.

Подул ветерок и листок перелетел влево.

Снова подул ветерок и перенес листочек вправо.

Ветер закружил листочек по кругу.

Ветер перенес листочек в верхний правый угол.

А теперь листочек полетел в нижний левый угол.

Листочек снова перенесся в центр.

Сдуйте листочек сильным выдохом, не надувая щеки.

- А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

1. Опыт «Почему лист зеленый?» (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань.

- Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Оно называется хлорофилл.

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или (каким? …)

2 Опыт «Как кислород влияет на разрушение хлорофилла?»

- Возьмем стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист.

Опустим в стакан с водой так, чтобы только половина его находилась под водой. Стакан поставим в темное место на 3-5 дней. Потом посмотрим, что будет?

(Через 3–5 дней увидим, что та часть листа, которая находилась в воде, сохранила зеленый цвет, а другая половинка пожелтела).

Выводы:

В воде намного меньше кислорода, чем в воздухе. Выходит, что хлорофилл разрушался медленнее при недостатке кислорода, так как процесс дыхания листа был замедлен.

- Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Оранжевые, красные, коричневые).

Динамическая пауза «Осенние листья» (за столом)

Раз, два, три, четыре, пять ( Хлопки: Кулак-ладошка).

Будем листья собирать.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

3 Эксперимент «Как листья опадают»

- На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал,

летел прямо вниз или кружился?

Выводы:

Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Дидактическое графическое упражнение «Полет листка»

Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Сами листья можете раскрасить цветными карандашами.

Творческое задание «Рисование по листьям»

Вам понадобится:

Пергамент/ вощеная бумага

Калька

Алюминиевая фольга

Мелки

Масляная пастель

Цветные карандаши

Несколько крупных листьев

Подкладываем лист под разные типы бумаги – фольгу, вощеную, кальку – и заштриховываем сверху, проявляя узор листа.

Вощеная бумага имеет глянцевую поверхность, и масляная пастель на ней выглядит очень эффектно, немного акварельной, по-осеннему. С калькой нужно быть аккуратнее, необходимо тщательно регулировать нажим карандаша. А на фольге получается объемный рисунок. Целый ворох открытий!

Рефлексия: Чем вам больше всего понравилось заниматься в лаборатории Почемучек?

Публикации по теме:

Фотоотчет НОД по познавательному развитию с элементами изобразительной деятельности «Осень урожайная»Фотоотчет НОД по познавательному развитию с элементами изобразительной деятельности «Осень урожайная» Дорогие коллеги, вот и начался новый учебный год. После летнего отдыха и отпусков, с новыми силами и идеями, отдохнувшие, посвежевшие,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Разноцветная осень»Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Разноцветная осень» Цель: Закрепление у детей знаний об осенних изменениях в природе. Задачи: 1. Формирование у детей знаний о живой и неживой природе; 2.

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Осень в лесу» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности «Осень в лесу» Задачи: - Образовательные: создавать условия.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе .

Конспект ОД по познавательному развитию «На водоёмах тоже осень» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли»Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли» Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли».Лариса Гацко. Блог. Цель:.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебные льдинки»Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебные льдинки» Цель: Познакомить детей со свойствами воды и льда. Задачи: • поддерживать интерес к таким явлениям как таяние льда, замораживание воды;.

НОД по познавательному развитию детей в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Золотая осень»НОД по познавательному развитию детей в старшей группе с интеграцией образовательных областей «Золотая осень» ЦЕЛЬ :углубить и конкретизировать представление о временах года; формировать осознанно-правильное отношение к явлениям природы. Задачи.

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа)НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа) Тема: «Домики для осенних листочков» Программное содержание: • вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности, воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей комбинированной группе «Осень. Деревья»
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 08:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей комбинированной группе «Осень. Деревья»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Булатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД