серебрянская
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе
Тема «Вода-волшебница»
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода растворяет некоторые вещества, прозрачна, не имеет собственной формы, вкуса, запаха, способна отражать предметы.
2. Обучать навыкам экспериментирования.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
2. Формировать у детей начала логического мышления: учить рассуждать, делать выводы, умозаключение с использованием схем, рисунков.
Воспитательная:
1. Формировать социальные навыки: умение работать в группах, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свое мнение.
2. Поддерживать активность и самостоятельность детей в поисковой деятельности.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к воде.
4. Воспитывать аккуратность при работе с водой и изобразительными материалами.
Оборудование: электронный планшет; глобус; на каждого ребенка-стакан с водой, тарелка, ложка, рисунок-заготовка рыбки, палочка; схемы-алгоритмы свойств воды; лист ватмана - «озеро»; магнитная доска; тазы с водой; аудиозаписи; фотоаппарат.
Ход:
Раздается звуковой сигнал СМС.
-Дети, слышите, что за звук? На наш электронный блокнот пришло необычное, говорящее СМС. Давайте его прослушаем.
Звучит аудиозапись: Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что на вашей планете Земля много воды и хотим узнать, почему земляне называют воду волшебницей. Ждем ответа. Инопланетяне.
-Ребята, вы согласны рассказать инопланетянам много интересного о воде и почему ее называют волшебницей?
-А как вы думаете, как инопланетяне узнали о том, что на Земле много воды? ( Предполагаемый ответ: инопланетяне видят нашу Землю из космоса).
-Воды на Земле много (Показ глобуса). Посмотрите на глобус. Что на глобусе обозначается голубым цветом? (Океаны, моря, озера, реки). Вода бывает разная : соленая морская, пресная речная. А кто пробовал родниковую воду (Ответы детей). Родниковая вода самая полезная, самая чистая, она бьет из глубин земли. А почему же морская вода соленая? Как в нее соль попала? Реки на своем пути к морю проходят горы, скалы, каменистую землю, а камни содержат соль. Реки приносят эту соль в море, где она остается на все время, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается несоленой, так как реки постоянно наполняются свежей водой из родников, от дождей.
-Давайте поиграем и представим, что я - мама Тучка, а вы мои детки-капельки. Капельки, вам пора собираться в путь! (Звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Прыгали, прыгали, но скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они парами и потекли веселыми маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывет река, путешествует. Текла, текла и попала в большой океан (Перестроение в большой хоровод). Плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке (Дети подходят к воспитателю).
-Ребята, а сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Мы же в лаборатории попробуем доказать инопланетянам, что вода имеет волшебную силу. А вот нас и профессор встречает - ученый Всезнайка.
У. В. - Здравствуйте, ребята, проходите в лабораторию и занимайте свои рабочие места. Я помогу вам провести опыты по исследованию воды и ее свойств. Приступим к нашему исследованию.
-Перед вами стаканчики с водой. Рассмотрите воду. Какого цвета вода? Вода - прозрачная жидкость (У. В. показывает детям алгоритм, символизирующий это свойство воды).
-Теперь давайте воду понюхаем. Есть ли у воды запах? У воды нет запаха (Вывешивает алгоритм).
-А есть ли у воды вкус? (Дети пробуют воду и высказывают свое мнение). Своего вкуса у воды нет. (Алгоритм).
-Ребята, как вы думаете, вода растворяет различные вещества? Давайте попробуем. Положите одну ложечку к себе в стакан и размешайте. Что произошло? Вода растворила ваши вещества. А теперь попробуйте воду и скажите, какая она стала? (Кислая, сладкая, соленая.) Вода растворила соль, сахар и лимонную кислоту. Вода-растворитель (Алгоритм).
-А сейчас узнаем, какой формы вода? Посмотрите, у вас вода сейчас налита в стаканчики. Если мы перельем воду в тарелки, форма у воды изменится? (Да). Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вода не имеет формы и принимает форму того предмета, в котором находится (У. В. показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы).
-А сейчас вы узнаете еще про одно свойство воды. Подойдите к тазам с водой и загляните в них. Что вы там увидели? (Свое лицо, отражение). А где еще можно увидеть свое отражение? (В зеркале, витрине и т. д.). Значит, вода может отражать предметы также как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечеткое, размытое (Алгоритм).
-Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лаборатории бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и снова превратимся в капельки.
Танец «Тучка».
-Вода-чудо природы. Ни одно живое существо не обходится без воды.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Смоет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
И даже пыль ни вытирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без воды.
У. В. - Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет очень много людей, и воды они используют много. Мы должны беречь воду, чтоб ее хватило на всех. Как же мы с вами можем помочь сберечь воду? (Закрывать кран с водой, не пускать воду сильной струей, не засорять реки, озера и т. д.).
-Скажите, ребята, а рыбы могут жить в грязной воде (Нет). У меня есть маленькое озеро с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим.
Цветной граттаж (лаборатория переделана в мастерскую, играет тихая спокойная музыка).
-Запускайте рыбок в озеро. Молодцы! Какое чудесное озеро у нас получилось, и рыбки в нем все разные, красивые. Я предлагаю сфотографировать озеро, а снимок послать друзьям-инопланетянам, пусть полюбуются. А еще мы отправим им звуковое сообщение, расскажем, почему вода-волшебница.
-Теперь вы знаете, друзья,
Что волшебница-вода
Свойства разные имеет,
Льдом и газом быть умеет.
Чтоб учеными вам стать,
Свойства четко должны знать.
И в городе, и дачная
Вода всегда (прозрачная).
Пахнет скунс, духи, букет.
Запах у воды есть? (нет).
Вкусны обед, компот, арбуз,
А вода не имеет (вкус).
Имеет форму любой предмет,
А у воды формы (нет).
Сахар, соль растворить все пытаются,
И в воде вещества (растворяются).
Зеркала, витрина, каждый знает,
И вода предметы (отражает).
-Сообщения отправлены. Будем ждать следующей связи с инопланетянами. Спасибо, профессор Всезнайка, за помощь! Мы обязательно посетим вашу лабораторию еще не раз.