Анна Лихачева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с использованием тестопластики «Путешествие на морское дно»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием техники «тестопластика» в подготовительной к школе группе
-Воспитатель: Лихачёва А. В.
-Тема: «Путешествие на Морское Дно»
-Вид: комбинированное занятие
-Образовательные области:
*познавательное развитие
*речевое развитие
*художественно-эстетическое развитие
*социально-коммуникативное развитие
-Количество детей: 10 человек
-Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с использованием тестопластики „Путешествие на морское дно“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Образовательные задачи:
1 Закреплять умение детей классифицировать морских обитателей, выделять отличительные признаки морских животных и морских рыб.
2 Способствовать формированию представлений о целостности организмов морского пространства.
3 Расширять представления о разновидности морских обитателей, их образе жизни.
4 Систематизировать понятие «морские обитатели» - живут в воде, передвигаются с помощью плавников, рыбы – дышат через жабры, морские животные - через лёгкие.
5 Закреплять у детей навыки и приёмы лепки из солёного теста.
Развивающие задачи:
1 Способствовать пониманию детьми значения слов: «рыба-удильщик», «электрический скат», «Чудо-Юдо-Рыба-Кит».
2 Способствовать развитию зрительного и слухового внимания детей, речевых навыков и логического мышления.
3 Способствовать развитию умения детей объяснять свой выбор.
4 Создавать условия для развития мелкой моторики пальцев рук при работе с тестом.
5 Создавать условия для проявления детьми фантазии, творчества при изготовлении поделок из теста.
Воспитательные задачи:
1 Воспитывать у детей интерес отображать внешний облик морских животных и рыб в игровой форме
2 Создавать условия для активизации самостоятельности и познавательной активности в продуктивной деятельности.
3 Воспитывать эстетическое отношение к природе
Словарная работа:
Активизация пассивного и активного словаря детей, знакомство детей с новыми словами-понятиями: «электрический скат», «рыба-удильщик», «морской ёж», «морской конёк», понимание значения фразы «чудо – юдо – рыба - кит».
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстрации на тему: «Обитатели Морского Дна», «Какие рыбы бывают», «Рыбы наших морей и океанов», «Кто кроме рыб обитает на дне морском».
-беседы на тему: «Как возникли моря и океаны», «Морская суша», «Небо и лес – обитатели природы», «Особенности жизни под водой».
-сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в Океанариум», («Дельфинариум»).
-чтение стихов, сказок «Конёк-Горбунок», «Что за чудо эти рыбы».
Материал и оборудование:
-Воспитатель:
*Иллюстрации и слайды с изображением морских рыб и животных, как лесных - лиса, заяц, медведь, белка, так и морских- кит, скат, дельфин, морской конёк, морской ёж, тюлень, морж, рыбы, знакомые и незнакомые детям (ёрш, камбала, щука, карточки с изображением птиц – сорока, голубь, синица, флипчарт, коробки с символами «Рыба», «Птица», «Зверь».доска с морским дном для поделок.
-Дети:
Дидактические карточки с изображением обитателей суши и моря (кит, дельфин, морж, тюлень, рыбы-карточки по количеству детей, солёное тесто (примерно по 200 гр на каждого ребёнка, подносы-10 штук, стеки-10 штук, влажные салфетки (с запасом, фартуки по количеству детей, значки с изображением морских обитателей.
ХОД:
Дети заходят в зал, у них на груди прикреплены карточки с изображением морских рыб и морских животных, встают на середину зала.
-Ребята, к нам в детский сад сегодня пришла посылка (показ красочной коробки, хотите посмотреть, что там?
(открываем коробку)
-Ой, ребята, здесь карточки, их так много, а что - же с ними нужно сделать? Здесь письмо, прочитаем?
«Дети, карточки возьмите,
По коробкам разложите,
Только Вы не ошибайтесь,
Верно сделать Всё старайтесь.
-Ребята, эти карточки нужно разложить по коробкам, они стоят на столах, посмотрите, перед вами три символа, какие? (ответы детей – рыба, птица, зверь или животное).
-Выберите карточки и распределите их по коробкам в соответствии с символами (дети должны все карточки разложить по коробкам, после выполнения задания дети остаются стоять около столов. Во время выполнения задания у детей должны возникнуть затруднения, если не возникают, взрослый сам выбирает карточки с китом, дельфином, касаткой и нацеливает детей:
-Ребята, я вижу, у многих из вас возникли трудности, и я тоже не совсем согласна с вашим выбором, и чтобы нам получить ответы на все вопросы, нужно отправиться в Морское Путешествие, билетами для него будут служить значки-карточки, которые у вас на груди прикреплены, ну что, готовы? Тогда рассаживайтесь поудобнее, наше Путешествие начинается! (Дети проходят на стулья, расставленные полукругом перед экраном).
Рассказ взрослого:
-Многие из Вас думают, что в море живут только рыбы, но это не так. В море живёт очень много зверей, хотя внешне они очень напоминают рыб. Смотрите, кто это? (на Слайдах появляются морж и тюлень)
Морские животные отличаются от рыб тем, что живут на суше, а в море только охотятся, ещё одно отличие, морские животные не могут долго находиться под водой, потому что дышат через лёгкие.
Первые живые существа на планете Земля появились в воде, и могли дышать только под водой, как рыбы, через жабры. Но вскоре вода стала отступать, появилась суша, и некоторые животные приспособились дышать через лёгкие. В море, кроме тюленя и моржа, таких животных много (перед детьми появляются СЛАЙДЫ)
- Это кто? (Кит)
-Что вы, ребята, знаете о ките? (ответы детей)
Воспитатель:
-Кит (перед детьми Слайд) самое крупное морское животное в мире, оно весит более 50 слонов и пищи ему необходимо большое количество.
-Как вы думаете, ребята, чем питается кит? (предположения детей)
Бывает так, что на десятки километров вода окрашена в розовые и фиолетовые цвета, тогда появляется выражение «ищи китов», если зачерпнуть ведро такой воды, процедить её через мелкую сетку, можно установить, что в ведре содержится густая фиолетово-коричневая кашица, она состоит из мелких рачков, кит плавает в самой «гуще» этой каши. Сквозь пластины, которые свисают с верхней челюсти кита, он процеживает воду, оставляя во рту «кашицу из рачков». Есть такое выражение «Чудо-Юдо-Рыба-Кит», где мы можем услышать такое выражение? (в сказках)
-Такое выражение встретишь только в русских народных сказках, потому что кит совсем не рыба, он дышит не жабрами, а лёгкими, и хотя кит может долго находиться под водой, всё же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. В воздухе, который вдыхает кит, много паров, бывает так, кита ещё не видно, а над морем уже фонтан, (Слайд).
(следующий Слайд-дельфин)
-Ребята, что вы знаете о дельфине? (ответы детей)
Дельфины – это тоже киты, только намного меньше, самые умные морские животные, замечательные пловцы, они легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. В морской глубине даже днём видно плохо, а дельфин ночью в полном мраке и рыбёшку поймает, и на подводный камень не наткнётся, плывёт дельфин и всё время посылает в воду звуковые сигналы,, что бы на пути ни встретилось, звук тотчас отразиться и вернётся назад, а дельфин услышит это подводное эхо, и сразу поймёт, что впереди- рыба, водоросли или скала.
-Ребята, а это кто, очень похожий на дельфина? (Слайд касатки)
-Касатка - один из видов хищных китов, у неё на спине высокий плавник, касатка не рыба, это морское животное и морской хищник, у которого есть зубы, питается она рыбой, но иногда она нападает на тюленей, морских котиков, дельфинов, и даже на гигантских синих китов.
-Таким образом, мы теперь знаем, что касатка, кит и дельфин - морские животные, и вы легко устраните затруднения, которые у вас возникли в начале занятия. А как вы думаете, ребята, если на море ураган, непогода, могут морские животные уплыть на дно и спокойно переждать? (ответы детей)
-Конечно, на дно они опуститься не могут на долгое время, они просто уплывают ближе к горам, ко льдам, к камням, подальше от непогоды, свернутся, затаятся и непогоду пережидают.
А вот рыбы прекрасно дышат под водой через жабры, и прячутся на дне.
Вот сейчас мы с вами поиграем в игру «Непогода или Штиль», выходите (дети выходят на середину зала).
-У Вас у всех на груди значки, которые обозначают морского обитателя- животного или рыбу – пожалуйста, посмотрите каждый на свой значок и разделитесь на команды по обозначениям :
Первая команда - морские животные (киты, дельфины, касатки,
Вторая команда – рыбы (любые)
Если я говорю «ураган» или «буря», действия морских животных и рыб должны быть разные, если говорю «штиль», т. е. море спокойно, подумайте, что могут делать морские обитатели? (Детям можно включить подходящую музыку). Играем 2 раза. Далее дети проходят на стулья.
-Отдохнули, продолжаем морское путешествие.
-Кроме морских животных в глубине обитают разнообразные по цвету, форме, размеру опасные и спокойные рыбы.
Вот одна из них (Слайд, самая опасная, кто это?- ответы детей
-Акула, что вы знаете о ней? (предположения детей)
Акулы – самые большие и опасные хищники из рыб, у них есть очень интересные родственники – скаты (Слайд, как вы думаете, ребята, откуда такое название? (ответы детей)
-В отличии от акул, скаты живут в более глубоких местах, поэтому их тело приобрело более плоский вид – так лежащие на дне скаты становятся незаметными. Но есть и другие скаты (Слайд, которые с помощью электрического заряда могут охотиться на свою жертву, они называются электрическими.
Ещё необычные рыбы – рыбы – удильщики (Слайд, на большую глубину солнечный свет проникает мало, поэтому есть рыбы, которые сумели этим воспользоваться, они имеют усики, кончики которых светятся в темноте, как лампочки, рыбёшка подплывает ближе и рыба – удильщик её ловит, так добыча сама в рот заплывает.
-Встречаются в море обитатели, необычные и ни на кого не похожие, например морской конёк (Слайд). Как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей).
-Изгиб шеи морского конька напоминает изгиб шеи у лошади, поэтому и такое название, но когда он плывёт, становится похож на иголку, так сильно вытягивается.
-Есть ещё один обитатель в море, в названии которого есть лесной зверь, посмотрите и догадайтесь, на кого он похож, добавьте слово «морской» и получится его точное название (Слайд с морским ежом) Кто это?
-Это морской ёж, в названии многих обитателей морского дна присутствует слово «морской», например, «морская звезда» (Слайд)
-А теперь, ребята, выходите к флипчарту, мы с вами поиграем в игру «Кого мы встретим в Море - Океане». Перед вами флипчарт, это морское дно, и контейнер с картинками, вы должны выбрать только морских обитателей – рыб и животных - и прикрепить к флипчарту (перед детьми маленькие карточки на магнитах). Приступайте! (Дети выбирают карточку и комментируют свой выбор, флипчарт может быть заполнен множеством карточек, если у детей были ошибки, можно другим исправить и помочь – обсудить).
Воспитатель следит, не допустили ли дети ошибки, если ошибки есть, их тут же исправляют дети и взрослый.
-Молодцы, ребята, теперь все обитатели на своём месте (дети остаются стоять перед взрослым, около флипчарта)
-Ребята, вы сегодня узнали много нового, интересного, и я надеюсь, теперь можете отличить морскую рыбу от морского животного, и сейчас я вам предлагаю из солёного теста вылепить того, кто вам больше всех сегодня запомнился, в память о нашем морском путешествии, но сначала нам нужно размять и подготовить пальцы:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Рыбка плавает, резвится,- показ волн руками
И водички не боится,- грозим пальцем
И в воде она искристой блещет спинкой серебристой, - перебираем пальцами
Что - же есть у рыбки нашей, - показ ладошек
Хвостик, плавничок покажем, Загибаем
Глазки, жабры, чтоб дышать, пальцы на
Чешуя, как не сказать? ладошке.
А сожмётся рыбка – хвать, сжатие руки в кулачок
Уплывает – не поймать! Изображение движения волн.
(проводится 2 раза)
-Проходите, ребята, за столы, занимайте свои места (на столах всё уже подготовлено для работы с тестом)
-Наденьте фартуки, вспомните морских обитателей, тех, кого вы узнали сегодня и знали раньше, подумайте, кого вы хотите слепить, но не забывайте, что у всех морских обитателей – животные это или рыбы – есть плавники, форма тела у них обтекаемая, иначе плавать они не смогут. Это может быть рыба, кит, кому то, возможно, запомнились касатка или дельфин, возможно у вас получится рыба-удильщик или акула. Если готовы, приступайте к работе, можете воспользоваться стекой (во время лепки фоном идёт музыка, воспитатель следит за посадкой детей, напоминает о необходимости использования влажных салфеток).
-Ребята, всех вылепленных вами морских обитателей мы разместим на морском дне (по окончании лепки дети выкладывают вылепленных морских обитателей на готовую форму, изображающую морское дно).
(Тот, кто справился раньше, может подойти, рассмотреть поделки, прибраться на своём рабочем месте)
По окончании лепки дети стоят около «морского дна» с обитателями.
Дифференцированный анализ поделок:
-Итак, ребята, мы сегодня с вами побывали в Морском путешествии, вам понравилось?
-Что нового вы узнали?
-Что для вас было трудно?
-Что вам было интересно?
-Что – бы вы ещё хотели узнать?
(ответы, рассуждения детей)
- Мне тоже было очень интересно путешествовать с вами, на следующих занятиях мы с вами узнаем про особенности раскраски морских обитателей, и тогда вы сможете раскрасить поделки, которые вы сегодня вылепили, а пока они должны подсохнуть. Подойдите, пожалуйста, и переставьте те карточки с морскими обитателями, которые в начале занятия Вы разместили не в той коробке (дети устраняют ошибки, если их допустили).
СПАСИБО ВАМ, РЕБЯТА,
МОЛОДЦЫ!