Наталья Щитченко
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОБЖ и экологии «Лесные пожары»
▼ Скачать + Заказать документы
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
• Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными).
• Проявлять интерес, уважительное отношение к природным явлениям и объектам.
• Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество.
Цель: Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой. Человек и природа - единое целое.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОБЖ и экологии „Лесные пожары“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожар в лесу. Бережем лес от пожара
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.
• Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
• Учить бережному и доброму отношению к природе.
• Развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление
• Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Методы и приёмы:
• Методы наглядного обучения – компьютерная презентация слайдов «Пожар в лесу», использование картинок с изображением деревьев, растений, животных, птиц, насекомых.
• Словесный – беседа, обсуждение, отгадки на загадки, художественное слово, придумывание рассказа, опираясь на карточки с изображением опасной ситуации.
• Игровой – игра «Можно - нельзя».
Материал:
• Карточки с изображением опасных ситуаций, которые могут спровоцировать пожар.
• Рисунок «Лес после пожара», жители леса, животные, деревья и т. д.
• Компьютерная презентация «Лес в беде» (телевизор, DVD –проигрыватель)
Предварительная работа:
Беседа на темы: «Лес и здоровье», «Дары леса»; рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; рисование на лесную тематику.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами поговорим о таком страшном бедствии, как лесной пожар. Ведь скоро придёт лето, начнутся летние каникулы, а летом многие едут отдыхать на природу, в парк, лес. А лесные пожары очень часто возникают именно по вине человека. Чтобы не случилось беды необходимо соблюдать правила поведения в лесу в жаркую погоду. Послушайте их и запомните.
1.
При наступлении жаркой, засушливой погоды, то есть повышенно пожароопасной, постарайтесь вообще не ходить в лес. Если все-таки пошли, не зажигайте огонь, воздержитесь от курения и пикников с разведением костра. Помните: одна случайная искра может причинить большую беду.
2.
Если вы носите очки с линзами, старайтесь не снимать их в солнечную погоду, например, чтобы протереть стекла. Солнечные лучи могут случайно сфокусироваться на сухой траве или бересте, она начнет тлеть. Если вы не заметите этого и быстро не загасите очаг, пожар неминуем.
3.
По той же причине не оставляйте и не разбивайте в лесу пустые стеклянные бутылки. Они также с успехом могут сыграть роль собирающей линзы.
4.
Даже если вы страстный охотник, воздержитесь от своего увлечения. Во-первых, летом охота, как правило, запрещена. Во-вторых, горящие частицы пороха или раскаленная гильза, упавшая на сухой мох или траву, легко могут вызвать пожар.
5.
Если вы едете по лесной дороге, и возникла необходимость залить бензин в бак, обязательно сначала заглушите двигатель. Не бросайте в лесу промасленные тряпки или ветошь, пропитанную бензином. Помните: пары ГСМ очень пожароопасные.
6.
Работая на садовом участке, непосредственно примыкающем к лесу, постарайтесь в сухой, пожароопасный период без крайней необходимости не разжигать костер. Ну, а если такая необходимость все же возникнет, не оставляйте его без присмотра, а потом тщательно залейте кострище водой или забросайте рыхлой землей. Не выжигайте сухую траву.
7.
Не забывайте, что в случае если из-за вашей небрежности, халатности, случится лесной пожар, вам, в зависимости от степени причиненного ущерба и тяжести наступивших последствий, может грозить не только дисциплинарная или административная, но и уголовная ответственность.
А теперь послушайте сказку - «Не затушенный костер»
(показ слайдов)
- Однажды ребятишки разожгли в лесу костер. Сначала они бросали в огонь еловые и сосновые сухие шишки, ветки потом стали прыгать через костер. А когда им это занятие надоело, они посидели немного, глядя на огонь. Наконец, друзья кое-как затушили костер, оставив тлеть ветки, и убежали собирать ягоды.
А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки. Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревожено застрекотала:
- Караул! Пожар! Горим! Горим!
- Эй, сорока-белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный, знает, как с огнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь. Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.
Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.
- Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки пусть засыпают землей огонь! – стал распоряжаться медведь.
- А нам что делать? – спросили медведя лисы и волки.
- Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, - скомандовал медведь – пожарный.
Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасили. Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.
Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника. С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.
Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветки громко затрещали, лес стал наполняться дымом.
Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!
- Нет, с таким огнем нам не справиться! – решили они. – Придется с насиженных мест сниматься и убегать!
Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:
- Бегите, детки, за мной к лесному ручью да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.
Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам. Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.
Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел и стал гаснуть – перебраться на другой берег он так и не смог.
Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились настоящие пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает
Влево, вправо наклоняет
Раз наклон и два наклон
Зашумел листвою клен.
Вопросы: Почему в лесу начался пожар? Как звери боролись с огнем? Куда спряталась огненная змейка? Могли ли лесные жители потушить большой пожар? Как звери спасались от лесного пожара? Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком? Почему надо бежать, пригибаясь к земле? Как река помогла зверям спастись от огня? Кто потушил лесной пожар? Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву?
А теперь вспомните правила, о которых мы говорили в начале занятия, и придумайте своё начало сказки.
(рассказы детей).
А закончить занятие я хочу загадками.
Загадки:
Накормишь – живет,
Напоишь – умрет. (Огонь)
Я мохнатый, я кудрявый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)
В деревянном домике
Проживают гномики,
Все такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички)
Теперь вы знаете, что лесные пожары очень опасны. А так же мы с вами научились правильно вести себя на природе, чтобы в жаркую, сухую погоду от наших неправильных действий не начался пожар. Как уберечь себя и лес от огня и дыма.