юлия хохлова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе «Цвет: желтый, красный, голубой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике («Моя математика» Корепанова М. В., Козлова С. А.)
Название: «В гостях у Незнайки»
Возрастная группа : 5-6 лет (старшая группа)
Тема: Цвет : желтый, красный, голубой
Тип: введение нового материала
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе „Цвет: желтый, красный, голубой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
Основные предметные цели:
-развивать навык разбирать множество на классы в соответствии с заданными общими названиями (игрушки, мебель, одежда);
- развивать навык разбивать множество на классы по цвету (выделять общий признак самых разных предметов- цвет);
-развивать умение соотносить названное множество с натуральным количественным числом и называть его;
-формировать умение записывать названные числа на числовых карточках;
-соверщенствовать умение ориентироваться на плоскости относительно себя.
Основные общеучебные цели:
-развивать организационные умения: называть тему НОД, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
-развивать оценочные умения: оценить результат работы (получилось- не получилось, исправляя ошибки;
-развивать память, внимание;
-развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
Материалы к НОД :
-счетные палочки;
-карточки с изображением фруктов, овощей, ягод;
-четыре большие коробки (три из них с изображением фруктов, овощей, ягод и одна коробка с изображением красной кляксы);
-цветные карандаши или фломастеры);
-клеящий карандаш.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети заходят в группу и приветствуют гостей.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на гостей, друг на друга. И улыбнемся, настроение у нас хорошее. Сегодня утром к нам в группу пришло необычное письмо. Видео письмо. Откроем его. (открывается)
Видео звучит голос:»Привет, привет! Здравствуйте ребята! Это Незнайка!» Пауза. Дети здороваются. «Ребята, мне нужно скорее в школу, а я никак не могу найти свой ботинок. В комнате такой беспорядок»(Картинка комнаты с беспорядком) «Вы мои настоящие друзья! Помогите мне отыскать ботинок!»
Воспитатель: Ребята, и правда в комнате у Незнайки беспорядок. Как нам ему помочь ( Ответы детей: прибраться, навести порядок и пр.)
Воспитатель: Сначала нам надо попасть в комнату к Незнайке. Я знаю волшебные слова, которые перенесут нас туда. (Произносят слова, кружатся вокруг себя с закрытыми глазами)
Воспитатель: Вот мы и у Незнайки. С чего же нам начать уборку? Начнем уборку с этих предметов (показывает на ковер)
1 Дидиктическая игра, подводящая к открытию и формулированию нового: «Наведем порядок в комнате».
Форма работы: фронтальная.
1. Игра по знакомым правилам.
На ковре карточки с изображением фруктов, овощей и ягод (на каждого). Среди этих карточек 3-5, на которых изображены не фрукты, не овощи не ягоды, но все объекты одинакового цвета. Это могут быть: Изображение красного мяча, красного платья, красного дивана.
У педагога три коробки: на одной графическое изображение яблока (фрукт, на другой капуста (овощ, на третьей- вишня (ягода) .
Воспитатель: Посмотрите, что лежит на ковре? Рассмотрите свою карточку и подходите к коробке, с соответствующим изображением. Поднимите эти карточки вверх. Давайте наведем порядок: сложим предметы вместе в нужные коробки.
После этого как дети собрались в три команды, каждый ребенок показывает свою карточку и объясняет, почему он решил, что относится к этой команде. Все остальные слушают, и если объяснение дано верно, то карточка кладется в коробку.
2. Затруднение в игровой ситуации.
Среди детей оказываются, которые не попадают ни в одну команду: у них на карточках не фрукт, не овощ, не ягода. Дети могут сами сказать, что они не знают, в какую команду им встать. Если же дети ошибочно пытаются играть вместе с другими, то педагог спрашивает других детей, можно ли положить карточку именно в эту коробку. Педагог добивается от детей разъяснения, почему они не могут встать в эту команду. Объяснение может быть таким: на карточке – рисунок дивана, это – мебель, это- не фрукт, не овощ, не ягода. Нельзя положить эту карточку в одну из коробок.
3. Открытие нового знания и умения. Формулирование темы и основной цели занятия.
Воспитатель: Ребята, какое общее отличие (признак) всех этих предметов?
(если дети затрудняются сразу дать ответ на поставленный вопрос, то педагог просит их описать каждый предмет. Например: это диван, красный, мягкий. Это платье красивое, красное и т. д.
Воспитатель: Ребята, какое слово все время повторялось (Красная, красный). Что это значит (У этих всех предметов одинаковый цвет.)
-Какой же у них общий признак (цвет) Какую коробку нам надо заготовить для этих предметов? (Коробку, в которую можно складывать самые разные предметы одинакового цвета.)
II Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление, развитие умений).
1. Игра по новым правилам.
Форма работы фронтальная.
Педагог ставит перед детьми коробку с красной кляксой, и просит положить в нее изображения всех предметов красного цвета).
Обращение к Незнайке (Видео)
Незнайка «Спасибо, ребята! Вы такие молодцы! Только мой ботинок пока не нашелся»
Воспитатель: Мы сейчас с ребятами поищем твой ботинок в другом месте, а для этого нужно пройти за столы. (дети проходят за столы)
2. Задание.
Форма работы: В парах по вариантам.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем работать в парах. Я вам напомню последовательность действий (показывает по схеме) :
-нужно внимательно слушать задание;
-посоветоваться друг с другом, какой дать ответ;
-все проверить;
-по просьбе педагога кто-то один из пары отвечает на поставленный вопрос, а второй его внимательно слушает.
Воспитатель: Посмотрите на доску. Какой признак объединяет предметы на этом рисунке (показывает на доске) (предметы одинакового цвета; красный цвет)
-Сосчитайте число предметов на рисунке. Поднимите числовую карточку с таим же количеством точек. Вызвать одного ребенка к доске для счета. (дети считают предметы и поднимают карточки)
-У кого получилось другое число? Давайте проверим ответ все вместе, выкладывая при пересчете счетные палочки.
-Расскажите ребятам как ты считал? (Я считал все предметы не пропуская ни одного)
Правило: Можно считать, начиная с любого предмета, ни одного не пропуская, неважно в какой последовательности.
Воспитатель: Поднимите правую руку, положите ее справа от листа. Рассмотрите рисунки на этом листе. Что общего у предметов на каждом рисунке? (Цвет). Сосчитайте число предметов на первом рисунке, поставьте столько же точек на числовой карточке. Что у вас получилось? У кого получилось такое же число? У кого получилось другое? Давайте проверим ответ вместе, выкладывая при пересчете счетные палочки. Будем зачеркивать предметы на рисунке карандашом другого цвета. Сосчитайте число предметов на втором рисунке, поставьте столько же точек на числовой карточке. Расскажите, что у вас получилось. У кого получилось такое же число? У кого другое? Давайте проверим ответ все вместе, выкладывая при пересчете счетные палочки. Будем зачеркивать предметы на рисунке карандашом другого цвета. Третий рисунок дети выполняют самостоятельно.
Воспитатель: Ребята, а кто нашел ботинок Незнайки в рисунках?
-Правильно ботинка и здесь нет.
III. Тренировочные упражнения.
Воспитатель: Мы навели порядок в комнате, разложили предметы по коробкам. Теперь давайте постелим в этой комнате коврик на полу, чтобы было можно на нем играть.
-Нам надо сделать такой же коврик, как на рисунке. Расскажите про этот коврик: какие фигуры его украшают? Как они расположены? Педагог помогает детям выстраивать ответ, давая в случае необходимости подсказки (при этом надо стремиться к тому, чтобы число ваших подсказок и их объем были разумны и минимальны)
Воспитатель: Найдите на столе слева конверт с геометрическими фигурами. Выберете нужные вам фигуры. На своем листе наклейте фигуры так, чтобы получился такой же коврик, как на рисунке. Дети наклеивают фигуры и сравнивают свою работу с работами других ребят. Если найдена ошибка, то дети ее называют.
Задание «Графический диктант»
Воспитатель: Я тоже сделаю коврик для Незнайки, а вы мне поможете (раздает фигуры детям). У Вас есть большие геометрические фигуры, я буду называть геометрическую фигуру и ее цвет, у кого из вас она окажется, выходит к доске и приклеивает на лист.
Красный треугольник- верхний левый угол
Синий прямоугольник- верхний правый угол
Желтый треугольник- нижний правый угол
Зеленый прямоугольник- нижний левый угол
Оранжевый круг- центр (середина)
Воспитатель проверяет по ходу выполнения. Молодцы ребята! Давайте посмотрим, может ботинок Незнайки под ковриком (Переворачивает лист- там нарисован ботинок красного цвета)
Обращение к Незнайке (видео)
Незнайка «Вот же он! Спасибо ребята! Вы такие молодцы! Нашли мой ботинок. Я теперь в школу приду во время и ничего не пропущу! А за вашу помощь я приготовил для вас кое-что интересное» (Появляется картинка с комнатой) Вот комната Кнопочки, она просила узнать, сколько у нее предметов одежды. Сколько игрушек? Сколько предметов мебели? Но это вы узнаете когда вернетесь в группу!
Воспитатель: И правда ребята, нам пора уже возвращаться. Произносим волшебные слова….
IV/ Итог занятия.
Форма работы: фронтальная. У доски.
Воспитатель: Ребята, какое у Вас сейчас настроение (отвечают) Что сегодня узнали нового? Что понравилось больше всего? Каждый из Вас сейчас оценит свою работу: выполнил все задания (улыбающийся смайлик, не выполнил задания (были трудными, поэтому еще над ними подумаю (нейтральный смайлик)
Спасибо!