Елена Куземкина
Конспект НОД по гончарному ремеслу в рамках реализации инновационного проекта. Знакомство со свойствами песка и глины
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по лепке из глины в средней группе : "Что в коробочке лежит?"
Тема: «Что в коробке лежит?».
Цель: познакомить со свойствами песка и глины.
Задачи.
Образовательные:
• Закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: песке, глине.
• Учить сравнивать два объекта, выделяя различия (сыпучий – несыпучий, движется – не движется, рыхлый – плотный, лепится – не лепится).
• Учить элементарным экспериментальным действиям.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по гончарному ремеслу в рамках реализации инновационного проекта, Знакомство со свойствами песка и глины» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• Совершенствовать умения с помощью зрения и осязания различать контрастные материалы: песок – глина.
• Развивать речь на основе формирования чувственного опыта детей.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, любознательность.
• Воспитывать аккуратность при работе с природными материалами.
Предварительная работа:
• Игры с песком во время прогулки.
Материалы к занятию.
Демонстрационные материалы:
• коробочка с песком;
• коробочка с глиной.
Раздаточный материал:
• стаканчики с песком и глиной по количеству детей;
• соломинки для коктейля.
Оборудование:
• игрушка – зайчонок;
• корзинка;
• музыкальный центр;
• лотки;
• массажные мячики;
• дощечки;
• салфетки.
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети сидят на паласе. Слышится стук в дверь, входит игрушка – зайчонок.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
Зайка: Здравствуйте, ребята.
- Здравствуй, Зайка.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Зайка: Шел я по лесу, шел и корзиночку нашел. А в корзиночке коробочки какие-то? (Рассматривает) Интересно, что в них находится? Никак не могу понять.
- Ребята, вы хотите помочь Зайке разобраться, что лежит в коробочках. Поможете? Ты, Зайка, садись с нами и внимательно слушай и смотри. Ребята, садитесь на стульчики.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Открывается одна банка.
- Ребята посмотрите, что в ней?
Ответы детей.
- Правильно, это – песок. Ребята, а что вы любите делать с песком?
Ответы детей.
- А теперь посмотрите, что во второй баночке?
Предположения детей.
- Это глина, она не похожа на песок.
Зайка: Ой, что-то я плохо понимаю, где песок, а где глина?
- Не беспокойся, мы тебе всё покажем и расскажем. Ребята, давайте поможем Зайке разобраться, чем глина отличается от песка. Проходите к столам.
Дети садятся за столы.
4. Открытие нового знания.
- Возьмите стаканчик с красной полоской. Осторожно высыпите в лоток, содержимое стаканчика. Что находилось в этом стаканчике? Что делает песок?
Ответы детей.
- Правильно. Песок в стаканчике движется, сыпется, он рыхлый. А теперь возьмите стаканчик с синей полоской. Высыпите содержимое в другой лоток. А что в этом стаканчике? Получилось высыпать?
Ответы детей.
- Что глина сделала? Глина – упала. Какая глина?
Ответы детей.
- А что сыплется?
Ответы детей.
- Вот, Зайка, песок сыпучий, он легко сыплется, он состоит из маленьких песчинок. А глина слипается комочками и её нельзя так легко высыпать, как песок.
- Посмотрите, у меня на столе две банки. В одной песок, а в другой глина. Сначала я подую в банку с песком. Посмотрите, как двигаются песчинки? (Выполнение действий)
- А теперь посмотрите, как двигаются комочки глины? (Выполнение действий)
- Могут комочки глины двигаться так же быстро и легко, как песок?
Ответы детей.
- А теперь попробуйте вы, сначала подуть на песок, а потом на глину. Это нужно сделать осторожно. Посмотрите, как я дую тихонечко. (Выполнение действий)
- Вот, Зайка, песчинки легко сдуваются, а слипшиеся комочки глины – нет.
- А сейчас, я предлагаю всем поиграть, хотите?
Ответы детей.
- Тогда выходите из-за столов.
Физкультминутка «Глина и песок»
- Сейчас, мы с вами станем песчинками:
Подул ветер и песчинки, полетели.
(Дети бегают по всей группе)
А теперь мы с вами превратились в частички глины.
(Дети медленно идут по кругу)
Повторяется 2 раза.
- А сейчас мы продолжим свои опыты. Проходите к столам.
Зайка: Ребята, я теперь знаю, что песок может сыпаться, он сыпучий и легче глины. А чем же они ещё отличаются?
- Сейчас, Зайка, узнаешь.
- Давайте представим, что мы сажаем маленькое деревце. Возьмите трубочку для коктейля и попробуйте по очереди посадить сначала в песок, а потом в глину. (Действия детей)
- Во что легче посадить наше деревце?
Ответы детей.
- Вот, Зайка. В песок посадить деревце легче. Песок рыхлый, поэтому в него воткнуть легче. А глина плотная, сухая, твердая в неё труднее воткнуть трубочку - деревце.
Зайка: Что-то я проголодался…
- Ребята, хотите покормить Зайку?
Ответы детей.
- Давайте попробуем вылепить конфетки для него из песка и из глины. Но сначала нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком «Конфетки»
Дети катают массажный мячик между ладонями круговыми движениями кистей рук – круглая конфетка. Катают массажный мячик прямыми движениями рук – конфетка овальной формы.
- Возьмите кусочек глины и попробуйте вылепить конфетку. Получается?
(Выполнение действий)
- А теперь давайте попробуем вылепить из песка. Получается? Почему?
Что нужно сделать с песком?
(Раздаются стаканы с водой, дети добавляют воду в песок)
- Куда исчезла вода? Каким стал песок? Давайте попробуем вылепить сладкую конфету. Получается?
- А теперь, давайте оставим сушиться на солнышко наши конфеты. И посмотрим, что с ними произойдет при высыхании.
5. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята, чтобы Зайка лучше запомнил, чем отличаются песок и глина, давайте это еще раз повторим.
Ответы детей.
- Вот видишь, Зайка, песок сыпучий, а глина нет; в песок легко вставить соломинку, а в глину сложно; глина лепится хорошо, а песок нет. И теперь ты знаешь, чем отличается глина от песка.
6. Итог.
Зайка: Теперь я знаю, что такое песок, а что такое глина. И ни за что не перепутаю. Песок может сыпаться, он сыпучий, легкий, рыхлый, состоит из мелких песчинок, не лепится. А глина плотная, не может сыпаться, может лепиться. Спасибо, вам ребята за помощь. До свидания.
- До свидания, Зайка, приходи ещё к нам в гости.