Елена Корнильева
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Наша станица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно- образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи
По лексической теме: «Наша станица»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Расширение и уточнение словаря по теме «Наша станица» (площадь, улица, музей, здание, памятник, парк, скульптура; культурный, прекрасный, великолепный, красивейший; стоять, возникать, возвышаться, стремиться, создавать, возводить, восторгаться, любоваться). Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование навыка пересказа.
Коррекционно-развивающие:
Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, артикуляционной, тонкой моторики, зрительного внимания и восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.
Воспитание нравственно-эстетических чувств по отношению к живой природе.
Оборудование: презентация с видами станицы Павловской.
Предварительная работа. Экскурсия по центру станицы, рассматривание альбома старинных фотографий быта казаков, посещение краеведческого музея, уточнение и расширение словаря по теме, расширение знаний о родном крае, станице
Ход занятия
Организационный момент.
Игра «Назови и объясни»
Логопед: Сядет тот, кто объяснит, что такое Родина.
Ребенок: Это там, где я родился.
Ребёнок: Это наша станица, потому что мы здесь живём.
Ребёнок: Кубань - наша Родина, мы ведь все кубанцы.
Ребёнок: А я думаю, что и России - наша Родина. Мы все россияне.
Логопед: Правильно, ребята. И Россия, и Кубань, и станица Павловская - это.
Пальчиковая гимнастика «На поляне дом стоит»
На поляне дом стоит «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем. Ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем «Дом»
Упражнение на развитие речевого дыхания «Вырасти большой»-встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Артикуляционные упражнения: Сказка о Веселом Язычке «Путешествие по городу».
На улице ярко светит солнце, поют птицы, цветут цветы. А Язычок загрустил («Птенчики»--открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3—5 сек). В это время по улице пробегал котенок Бублик («Катушка»-- улыбнуться, приоткрыть рот. Кон-чиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед-назад, не отрывая языка от зубов.). Он решил заглянуть к Язычку и пригласить его в путешествие по городу. Язычок выслушал друга и улыбнулся («Улыбка»-- широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти сжаты, и удерживать губы в таком положении в течение 5 сек., Язычок конечно был согласен. Друзья стали составлять маршрут. Куда же им пойти? Первым делом они отправились на речку («На речку»--при открытом рте по-очередно касаться языком сначала верхней губы, затем верхних зубов, альвеол) и стали загорать («Лопаточка»--рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении 5 сек.) И вдруг они увидели водную горку, с которой катиться было очень весело («Горка»-- рот открыт. Кончик языка за ниж-ними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка – желобок. Удержать 10-15 сек.).
Язычок посмотрел по сторонам («Часики»--улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому, и увидел, как играют в футбол. Ему тоже очень захотелось попробовать. И вместе с бубликом они дружно играли в мяч («Спрячь конфетку»-- широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами).
После отдыха на речке друзья отправились домой
Игра с мячом «Придумай родственников слову»
Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.
Логопед: Давайте придумаем родственников слову Родина. Кому я брошу мяч, тот должен назвать слова и передать мяч товарищу.
(Дети по цепочке называют родственные слова: родной, родная, природа, род, родное, родственник)
Игра «Что мы знаем о станице?»
Логопед: Ребята, а вы знаете, кто основал нашу станицу?
Дети: Первыми сюда прибыли казаки.
Логопед: Что было первым построено?
Дети: Хаты, курени. Они были маленькие, крыши из соломы.
Логопед: Что обязательно должен иметь казак?
Дети: Казак должен иметь коня и справу - это такая казачья форма.
Логопед: Что строили казаки в центре станицы?
Дети: Казаки верили в бога и в центре станицы всегда строили храм.
Рассказ о станице Павловской.
Логопед предлагает детям сесть на стулья и рассказать о родной станице по предложенному плану.
Логопед. Давайте расскажем о нашей станице по такому плану. Сначала вы скажете, как называется наша станица. Потом расскажете о том, где она стоит, кто её основал, сколько ей лет. В конце вы расскажете, какая Павловская, почему мы должны ей гордиться.
Дети по очереди составляют рассказ, а потом выбирают лучшего рассказчика.
Павловская.
Мы живем в станице Павловской. Она стоит на реке Сосыке. Река Сосыка впадает в Азовское море. Станицу основали казаки. Вначале они строили маленькие хатки - курени под соломенными крышами. В поход казаки надевали казачью форму. Казаки очень любили свою станицу. Сейчас наша станица самая красивая в Краснодарском крае. В нашей станице очень много улиц: Горького, Ленина, Полевая. В станице посажено много деревьев, цветов, красивые парки, фонтан, памятники, детские сады и школы. Мы гордимся родной станицей!
Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Логопед предлагает детям высказать свои впечатления от занятия, подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каждого ребенка.