Марина Кирвякова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Обереги удмуртского народа. Куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно- образовательная деятельность
«Обереги удмуртского народа-куклы»
Цель: Расширять представление о многообразии окружающего мира. Развивать внимание, память, мышление, связную речь, умение наблюдать и сравнивать, закреплять конструктивные навыки.
Предварительная работа:
• Посещение краеведческого музея;
• Оформление экспозиции мини-музея в групповой комнате («Куклы»);
• Ознакомление детей с историей коллекционирования;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Обереги удмуртского народа, Куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• Привлечение родителей к оформлению мини-музея в групповой комнате «Обереги удмуртского народа-куклы»;
• Знакомство с семейными коллекциями.
Дети старшей группы приглашаются воспитателем в путешествие.
Воспитатель: Приглашаю вас в музей на выставку «копилка ценностей». Отправляясь в путешествие, вспомним правила поведения в музее.
Дети (поочерёдно) :
• В музее громко не разговаривают;
• Нельзя трогать экспонаты;
• По залам ходят медленно, не задевая окружающих;
• Рассмотрев экспонаты, надо отойти, чтобы дать возможность увидеть их другим посетителям;
• Вопросы экскурсоводу можно задавать после того, как он закончит свой рассказ.
Экскурсовод (второй воспитатель) : Здравствуйте! Сегодня в нашем музее представлены частные коллекции. Предлагаю вам пройти в первый зал. Здесь вы можете увидеть семейную коллекцию Феди У.
Ребё нок: Что это?
Одеваться соберешься-
Без меня не обойдешься.
Знают взрослые и дети-
Застегну я всё на свете. (пуговица)
Экскурсовод: Из чего сделаны эти пуговицы? (Дети называют материал, из которого изготовлены экспонаты. При затруднении экскурсовод помогает).
Экскурсовод: Чем различаются эти пуговицы? (Дети называют форму, размер, цвет, количество отверстий, материал).
Экскурсовод: У каждого экспоната этой коллекции есть своя история.
Ребё нок: Эта пуговица была пришита к военной форме моего дедушки. Он сохранил ее, а потом оставил в память моему папе, а папа передал мне. Теперь эта пуговица в нашей коллекции.
А эта пуговица от маминого платья. Когда мама была молодая, она сшила красивое платье. Потом платье износилось, а пуговица осталась в нашей семье.
Экскурсовод: Интересная история, спасибо за рассказ. Нам пора перейти в следующий зал. Здесь представлена коллекция фантиков, экспонаты которой были представлены многими семьями. У каждого экспоната своя история.
Ребё нок: Я расскажу вам об обертке для конфет. В фантики завертывают очень вкусные конфеты. Обертки бывают из разного материала: бумаги, слюды. Обертки для конфет очень интересные и разнообразные. Вы их можете рассмотреть в альбоме. Чтобы фантик появился, его надо нарисовать, придумать, а потом напечатать на станке, разрезать и завернуть конфету. Всё это делают помощники человека – машины. Вот этот фантик я люблю больше всего.
Экскурсовод: Спасибо за рассказ. Теперь перейдем в следующий зал. Здесь представлена коллекция ракушек семьи Олега М.
Ребё нок: В морях и океанах, в лесах и болотах, в полях и лугах обитают любопытные существа – моллюски. Они умеют строить дома из собственной слюны, которая застывает и образует красивые раковины. Посмотрите, какие они красивые. Они различаются цветом, формой, размером. На каждой ракушке свой неповторимый узор. Эту ракушку мы нашли около реки, где мы отдыхали этим летом. А это дом морского моллюска. Он может прыжками передвигаться по дну. Эти раковины мы собрали на красном море. Некоторые раковины специально разводят, потому что моллюски выращивают жемчуг.
Экскурсовод: Большие витые ракушки называют поющими. Возьмите раковину, приложите её к уху, закройте глаза и послушайте, о чем она поет. (Дети берут раковины, прикладывают к уху).
Экскурсовод: Что вы слышите? (ответы детей)
Ребё нок: Алло! Это море?
Вы слышите,
Чёрное море, меня?
Ракушку я взял
И стою в коридоре,
И очень волнуюсь,
На берег звоня (Р. Сеф)
(звучит аудиозапись «Шум моря»)
Экскурсовод: Вы хотите побывать на море? (Да)
(Проводится игра «Море волнуется»)
Экскурсовод: Наша экскурсия продолжается. Перейдем в зал, экспозиция которого посвящена любимым игрушкам девочек – куклам.
Свёрнута из тряпочки
Кукла у Параши
Не отыщешь краше:
Руки – словно лапки,
Глазки – пара точек,
А лицо – комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд её уныл,
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку (М. Пожарова «Кукла-закрутка»)
Вот такими куколками девочки играли много-много лет назад. Называются они куклы Пеленашки, Закрутки, куклы-Платочницы. Изготавливали их из старых лоскутков ткани. Пришивали пуговицы или рисовали лицо – вот и вся кукла. Это были куклы-обереги. Ещё мастерили кукол из глины, соломы, дерева. В этом зале представлена коллекция кукол, выполненная родителями и детьми нашей группы. Эта кукла – платочница. Её выполнила семья Ангелины Г. А это - кукла закрутка. Её выполнила семья Ирины Л. А эту закрутку купила я на выставке народных промыслов Удмуртии. Все они поселились в нашей группе и радуют ребят. Но кукол на всех детей группы не хватает. Может быть мы пополним копилку новыми куклами? Давайте сделаем из ткани красивых кукол.
Каждый выбирает материал и какую куклу он хочет выполнить и приступает к работе. Воспитатель поощряет самостоятельность, оригинальность работы. При необходимости помогает детям. По окончании работы дети придумывают имя своей кукле и размещают на полке музея.
Экскурсовод: Вы трудились от души,
Все работы хороши!
Спасибо, ребята! Наша коллекция стала еще интереснее. В ней появились новые экспонаты.
Наша экскурсия подошла к концу. Благодарю вас за внимание. Что вам запомнилось? О чем вы хотели бы узнать во время следующей встрече в музее? (ответы детей).
Воспитатель: Поблагодарите экскурсовода за интересную вставку. Нам пора возвращаться в детский сад.