Марина Ивлева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Как прекрасен этот мир, посмотри» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Как прекрасен этот мир, посмотри!»
Цель: формирование представлений детей о зрении как об органе чувств человека.
Задачи
1. Расширять представления детей о строении, значении и функциях зрительного анализатора (глаза).
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Как прекрасен этот мир, посмотри“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
2. Развивать потребность сознательного отношения к своему здоровью.
3. Способствовать развитию любознательности, стремлению узнать новое о строении своего организма.
4. Воспитывать сострадание, сочувствие к слабовидящим и слепым людям.
Образовательные области: «Познание», «Физическое развитие».
Оборудование: ноутбук, видеофильм о природе, слайд с моргающими глазами, ватные диски, резиновая груша (по количеству детей, бумажные салфетки, зеркала, макет глаза, воздушный шар, таз, иголка, 2 обруча, «Ключики здоровья» для детей, чёрные очки.
Словарная работа: глазное яблоко, зрачок, радужная оболочка или «радужка», роговица.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр и образовать рядом с ней круг.
Воспитатель: Я рада встрече с вами. Как ваше настроение? Сегодня в вашей группе много гостей? Как вы об этом узнали? (Увидели) Давайте друг друга поприветствуем. Повторяйте, пожалуйста, движения за мной.
Здравствуйте!
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
(протянуть руки вперёд)
Здравствуй!
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
(скрестить ладони на груди в области сердца)
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
(указательным пальцем покачать вправо-влево)
И здоровым будет много лет!
(маршируют на месте)
Воспитатель: Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы, передачи? (Ответы детей) Я приготовила для вас интересный фильм о природе. Посмотрим? Приглашаю вас в кинозал, располагайтесь поудобнее. (Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Выпрямите спинку, сядьте прямо. Всем хорошо видно экран? А теперь, когда вы все готовы, я желаю приятного просмотра.
Воспитатель комментирует просмотр. Экран гаснет. Реакция, высказывания детей.
С техникой всё в порядке. Мы слышим звук, но не видим изображение.
Странно. Что же случилось? (Ответы детей)
- Ребята, я сейчас подумала о том, что то же самое чувствуют люди, которые не могут видеть. А вы знаете, почему некоторые люди не видят? (Ответы детей)
- Некоторые люди бывают слепыми от рождения, а некоторые теряют зрение в течении жизни из-за травм или болезней.
-Ребята, давайте проверим, можем ли мы обойтись без зрения?
Малоподвижная игра «Найди друга»
Цель: расширять представления детей о значении зрения.
Ход игры: воспитатель выбирает несколько детей, которые надевают «закрытые» очки. Остальные - отходят и встают лицом напротив детей в очках. По сигналу воспитателя они зовут друг друга и образуют пары.
Воспитатель: Для чего нужны глаза?
После игры воспитатель подводит детей к выводу о том, что человек не может обойтись без зрения. Глаза нужны, чтобы видеть предметы, их расположение, окружающий нас мир, помогают ориентироваться в пространстве и т. д.
Воспитатель: Ребята, хотите стать исследователями? А вы знаете, как устроены наши глаза? Давайте посмотрим их строение.
(Включается слайд с глазами)
Дети, здесь вы видите внешнее строение глаза. Кто может сказать, из каких частей он состоит? (Ответы детей) А для чего нам нужны веки, ресницы и брови, мы проверим в нашей лаборатории. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь за столы.
-Ребята, скажите, зачем нам нужны брови? (Ответы детей)
Представьте, что сегодня очень жаркий день. У вас на лбу выступили капельки пота. Возьмите ватку и намочите лоб до появления капель.
Эксперимент.
На столах перед детьми находятся тарелочки с влажными ватными дисками. Ребёнок берёт ватный диск, прикладывает его ко лбу и смачивает лоб до появления капель. Обращаем внимание детей на то, что скатывающаяся вода не попадает в глаз, потому что бровь его защищает.
После эксперимента воспитатель подводит детей к выводу о том, что брови нужны для защиты глаз от скатывающегося со лба пота.
Воспитатель: А для чего нашим глазам нужны веки и ресницы? (Ответы детей)
Эксперимент.
Ребёнок берёт резиновую грушу, нажимает на неё и струя воздуха попадает ему в глаза. Обращаем внимание детей на то, что веки начинают закрываться, защищая глаз от воздушного потока.
После эксперимента воспитатель подводит детей к выводу о том, что ресницы защищают глаза от попадания пыли, соринок. А веки увлажняют глаза, защищают их от сильного ветра и яркого света.
Воспитатель: А теперь я покажу вам макет внутреннего строения глаза.
- Посмотрите, на что он похож? (Ответы детей). Да, он похож на шар и называется глазным яблоком. В центре глаза находится чёрный кружок. Посмотрите в зеркало. Кто знает, как он называется? (Зрачок) Правильно, это зрачок. Размеры зрачка меняются в зависимости от света. Когда свет яркий – он сужается, а в темноте – он расширяется.
-Спереди глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Она покрывает часть глаза, которая называется радужная оболочка. Радужная оболочка отвечает за цвет наших глаз. Посмотрите в зеркало и скажите, какого она цвета у вас? (Ответы детей) Правильно, глаза бывают коричневые (карие, голубые, серые, чёрные, зелёные.
-Ребята, вам было интересно работать в нашей лаборатории? Вы очень внимательные и наблюдательные. Что вам понравилось больше всего? У кого сегодня получились все опыты? (Ответы детей)
- Теперь пришло время отдохнуть.
Приглашаем детей на ковёр. Выполняем физминутку.
\
Физкультминутка «Ёлочка»
Воспитатель: Ребята, очень важно беречь глаза. Знаете, что может произойти если этого не делать? Я могу вам показать.
Представьте, что это глаз. Шарик – это внешняя оболочка, а то, что внутри – это вещество из которого состоит глаз. Давайте посмотрим, что произойдёт, если случайно повредить оболочку глаза.
Эксперимент.
Шарик протыкают иголкой.
После эксперимента воспитатель подводит детей к выводу о том, что если поранить глаз, то жидкость из глаза вытечет и можно ослепнуть.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что ещё может повредить глаза? (Ответы детей) А вы знаете, когда мы слишком долго смотрим телевизор, играем за компьютером, читаем в темноте наши глаза устают и мы видим всё хуже и хуже.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра «Полезные советы»
Цель: расширять представления детей о полезных и вредных факторах, влияющих на зрение.
Ход игры: дети рассматривают картинки, берут их и раскладывают в обручи, лежащие на полу, объединяя в группы с полезными и вредными факторами.
Воспитатель: А теперь (ребёнок) назовёт, что вредит нашим глазам. (Другой ребёнок) – что полезно.
Воспитатель: Ребята, наши глазки сегодня потрудились, устали. Чтобы они отдохнули надо выполнить гимнастику для глаз. У меня для вас сюрприз. Выберите себе понравившийся пальчик и наденьте на указательный палец.
Зрительная гимнастика «Мы посмотрим»
Мы посмотрим далеко,
ладонь у лба, смотрим вдаль
Мы посмотрим близко,
ладони перед грудью, словно держим раскрытую книгу
Мы посмотрим высоко,
не поднимая голову, смотрим вверх
Мы посмотрим низко,
не опуская голову, смотрим вниз
А теперь по сторонам -
Тут и там, тут и там.
не поворачивая голову, смотрим по сторонам.
Вдаль на палец посмотри.
отводят палец далеко, смотрят на него
Близко к носу поднеси.
подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд.
Раз, два, три — глаза закрой.
закрывают глаза.
Раз, два, три — глаза открой.
открывают глаза.
Воспитатель: Ну что ребята, отдохнули ваши глазки? (Ответы детей) Я их вам дарю, чтобы вы делали такую гимнастику каждый день. А ещё я вам дарю это «ключики здоровья». Вы возьмёте их домой. Они будут напоминать о том, какие правила необходимо соблюдать, чтобы глаза всегда были здоровыми. Ребята, вам понравилась наша встреча? Мне тоже. Будьте здоровы!