Аноним
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы 5–6 лет по русским народным сказкам
▼ Скачать + Заказать документы
Составила Ганина Л. А.
Задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, продолжать учить узнавать их по загадкам, иллюстрациям, предметам и т. д.
2. Развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас.
3. Развивать мышление, память, воображение.
4. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
5. Развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
6. Развивать творческие способности детей, умение выразительно передавать образы сказочного героя в художественной деятельности.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Гуси –лебеди», «Хаврошечка» и другие, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов, беседы на нравственные темы, заучивание стихов, поговорок о добре и дружбе, драматизация сказок.
Материалы оборудования: аудиозапись с музыкой «В гостях у сказки», Бабушка Арина (сказочница- игрушка би-ба -бо, игрушки-персонажи к сказкам «Теремок», «Репка», ширма); конверт с загадками; иллюстрации к сказкам;
Ход:
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель: Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.
Воспитатель. Почему сказки называют народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. Верно. Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства.
Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по русским народным сказкам.
Воспитатель.
В сказке может все случиться
Ваша сказка впереди -
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: Заходи!
(гость – кукла Бабушка Арина)
Воспитатель: (от имени куклы) Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости не просто так, а с загадками. Слушайте внимательно, отгадывайте старательно!
1. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (Медведь)
2. Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? (Лиса)
3. Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»)
4. Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? (Волк)
5. Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — … (Теремок)
6. Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок. («Кот, петух и лиса»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети отвечают: - животные.
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, называются сказками о животных.
Воспитатель:- Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?
Дети : - звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Воспитатель: Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?
Дети : - лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.
Воспитатель: - Какие плохие качества характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках? Какие положительные черты характера прославляются?
Дети: - В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.
Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы.
В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Бабушка Арина:- Ребята, очень часто в лесу встречаю сказочных персонажей, а вот каких, вы попробуйте догадаться.
Презентация № 2
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)
5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. (Репка)
6. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)
Бабушка благодарит детей за отгадки.
Воспитатель: - Ребята, а давайте попробуем узнать сказку по иллюстрации
(иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Лисичка –сестричка и серый волк»).
Вопросы:
1) Из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Лисичка –сестричка и серый волк» (Это сказка «Лисичка –сестричка и серый волк».)
- А какая лисичка в этой сказке – хорошая или плохая? (лисичка хитрая, она обманула волка и дедушку.)
Бабушка Арина: - Ребята, а я пришла не с пустыми руками, принесла с собой игры-сказки. Но персонажи все перепутались, давайте поможем восстановить последовательность, в которой появляются герои в этих сказках.
(Дети, используя изображения и фигурки персонажей, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»).
Воспитатель: Ой, а что это за конверт у тебя бабушка Арина? На конверте написано «Помогите!»
- Бабушка говорит:- с удовольствием помогу, да только не знаю, кому нужна помощь. Может, вы знаете, ребята? (проводится игра «Помогите!»)
• «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!»
• «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!»
• «Помогите! Я сломал домик зверей!»
• «Помогите, я превратился в козленочка!»
• «Помогите, за мной гонятся три медведя!»
• «Помогите, у меня оторвался хвост!»
Бабушка благодарит детей и уходит (прячется за ширму). Оставляет в подарок детские книги со сказками.
Воспитатель: Ну вот, ребята, много сказок мы с вами вспомнили. Скажите, чему же нас учат сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, они учат нас доброте, дружбе, состраданию.