Вероника Викторовна Рослякова
Конспект НОД по рисованию в технике граттаж «Белая береза под моим окном» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Белая береза под моим окном…»
для детей подготовительной к школе группы
(ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- техника «граттаж»)
Разработала:
Рослякова В. В. ,
воспитатель,
I квалификационной категории
2023-2024 учебный год
Публикация «Конспект НОД по рисованию в технике граттаж „Белая береза под моим окном“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Рисование
- Береза. Все на тему березок
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Форма организации: подгрупповая.
Назначение рисунка: для украшения интерьера групповой комнаты, природного уголка в детском саду, изготовления открытки для родных и близких.
Предполагаемый результат:
Дети при встречи с педагогом проявляют вежливость;
при прослушивании стихотворения и музыкального произведения делятся с педагогом и ровесниками своими впечатлениями;
проявляют интерес к новому способу получения изображения в технике «граттаж» и охотно включаются в продуктивный вид деятельности;
свободно демонстрируют свои умения при изображении дерева и его частей;
стремятся к общению с педагогом и сверстниками, активно подражают ему в движениях и действиях; взаимодействие с взрослым и ровесниками окрашено яркими эмоциями.
Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» - изобразительная деятельность, техника «граттаж» - способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится гуашь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под «граттаж» выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения.
Взаимодополняющие образовательные области:
«Познавательное развитие» раздел «Ознакомление с миром природы»;
«Социально-коммуникативное развитие» раздел «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
«Речевое развитие» разделы «Развитие речи» и «Художественная литература»
«Физическое развитие» раздел «Физическая культура».
Виды детской деятельности:
коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогом и сверстниками);
восприятие художественной литературы;
познавательно-исследовательская (техника «граттаж»);
изобразительная (рисование);
двигательная (пальчиковая гимнастика (физминутка);
элементарный бытовой труд (убрать свое рабочее место).
Цель: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при рисовании в нетрадиционной технике «граттаж».
Задачи:
Обучающие:
научить новому способу получения изображения в технике «граттаж»;
продолжать учить рисовать дерево, ствол, ветки, посредством использования нетрадиционного способа рисования «граттаж»;
Развивающие:
развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, воображение, художественно-творческие способности посредством использования нетрадиционной техники рисования «граттаж»;
Воспитательные:
продолжать приучать детей к вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь);
воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии художественного слова и музыкального произведения.
Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.
Предварительная работа:
наблюдение на прогулке за деревьями, явлениями природы зимой;
беседы на тему: «Времена года» и «Какую пользу приносит берёза?».
рассматривание картин-репродукций и беседы по ним: И. Бродской «Лес зимой в снегу», А. Саврасова «Зимний пейзаж», И. Грабаря «Февральская лазурь»;
заучивание стихотворений о зиме (см. программу «от рождения до школы»);
прослушивание музыкальных произведений: Г. Ненашева - «Белая берёза под моим окном»; «Песняры» - «Берёзовый сок»; Сябры - «Вы шумите, берёзы»; гр. «Любэ» - «Берёзы»; русская народная песня – «Во поле берёза стояла».
Материалы и оборудование:
иллюстрации и репродукции картин русских художников с изображением берёз и березовой рощи;
портреты поэта Сергея Есенина и композитора Георгия Струве;
ноутбук, видеоролики «Белая береза», «Береза»;
листы бумаги, покрытые парафином и тонированные синей гуашью по количеству детей;
зубочистки, клеёнки, салфетки бумажные и влажные.
Учебно-методический комплект:
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика – Синтез 2016г. - 368с.
Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". (6-7 лет). Подготовительная к школе группа. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. - М. : Мозаика – Синтез 2015г. -156с.
Журнал «Цветной мир» 3/2009г., 6/2008г.
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 2 – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013г. -72с.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята доброе утро, давайте, поздороваемся. Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
Воспитатель: А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы скажите, о каком дереве мы поведём сегодня разговор?
Загадка:
В некотором царстве,
В Российском государстве
Живут подружки на заснеженной опушке
Не заботясь о погоде,
В сарафанах белых ходят
Инеем покрытые,
Всем ветрам открытые.
Ответы детей.
Воспитатель: Россия - край серебряных родников и белых берез… Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Всё, что есть лучшего в нас - от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги и от белоствольных берез! Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. А что вы знаете о берёзе?
Ответы детей.
Берёза – символ России.
У Берёзы – белый, стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
О берёзе пишут стихи и песни, картины.
В народе берёзу называют «берегиня».
Воспитатель: есть народная приметы о берёзе «Иней на берёзах – к морозу».
Русская красавица - березка во все времена была музой для художников, поэтов, композиторов. Мы много беседовали с вами об этом дереве, рассматривали картины и иллюстрации.
Воспитатель: Мы с вами прослушивали музыкальные произведения известных композиторов. Композитор Струве Георгий Александрович написал музыку к стихотворению С. Есенина «Береза» и получилась песня, которую предлагаю вам послушать.
Видеоролик «Белая береза»
Воспитатель: Сегодня мы нарисуем с вами есенинскую белую берёзку. Я знаю один очень интересный способ, которому вас сегодня научу. Присаживайтесь за столы.
Дети садятся за стол.
Воспитатель: Для рисования нам понадобится не совсем обычная бумага. На лист бумаги сначала наносится свечой слой парафина, после чего он покрывается несколькими слоями туши с гуашью, разбавленной жидким мылом. А после того как верхний слой высохнет, можно начать рисовать необычным способом, не карандашами, а зубочистками. Физкультминутка
На берёзу галка села (присесть, руки к коленям)
С дерева потом слетела (встать, помахать руками)
На кровати спит Федот (присесть, руку под щёку)
И с кровати не встаёт (встать, развести руки в стороны)
Воспитатель: молодцы ребята присаживаемся, и мы приступим к работе.
Воспитатель показывает способ изображения берёзы в технике «граттаж».
Воспитатель: Посмотрите! Процарапываем остриём зубочистки по бумаге. На поверхности бумаги остается след. Такой способ рисования называется «граттаж».
Сначала рисуем ствол, штриховкой делаем объём и не забываем оставлять чёрные «кармашки». Слева и справа от ствола рисуем ветви, которые сначала тянутся вверх, а затем плавно спускаются вниз. Нижние ветки самые длинные, чем выше ветви, тем они короче. У каждой взрослой ветки, есть веточки-детки.
После того как берёзку нарисовали, рисуем снеженные сугробы, делаем объём штриховкой. А когда рисунок берёзы будет полностью готов, его можно дополнить падающими снежинками, или месяцем и звёздами.
Воспитатель: Перед тем как вы начнете рисовать, нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика
«Дружные пальчики»
Эти пальчики гуляют,
(указательным и средним пальцами «идем» по другой руке)
Эти – что-то собирают,
(большим и указательным пальцем щиплем ладонь другой руки)
Эти – любят поболтать,
(трём друг о друга средний и безымянный пальцы, «шуршим»)
Эти – тихо подремать,
(прижимаем мизинец и безымянный палец к ладони)
А большой с мизинцем братцем
(крутим большим пальцем вокруг мизинца)
Любят чисто умываться. (потираем их друг о друга)
Воспитатель: А теперь закройте глаза: представьте, что вы художники и увидели на заре
заснеженную березу. Множество крохотных снежинок, блестят разными огнями
на тонких веточках березы. Представили, открывайте глаза, закатите рукава, возьмите в руку зубочистку и начинаем рисовать.
Дети приступают к выполнению рисунка в технике «граттаж». Музыкальное сопровождение - песня «Белая береза» слова С. Есенина, музыка Е. Кузнецовой, исполняет Г. Погорельская
Воспитатель по ходу деятельности оказывает недирективную помощь.
Воспитатель: Ребята, какие вы талантливые художники! Вы так необычно и оригинально изобразили русскую красавицу! Ребята, посмотрите, нет ни одной одинаковой березы, у каждого получилась своя, неповторимо-прекрасная береза. Если собрать все рисунки вместе, то получится целая березовая роща…
Воспитатель: Вам понравилось рисовать таким необычным способом? Как называется эта техника рисования?
Ответы детей.
Техника «граттаж».