Тукачёва Елена
НОД с использованием технологии «Путешествие по реке времени» в подготовительной группе «История возникновения кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа
«Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад «Ромашка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с использованием технологии
«Путешествие по «реке времени» с детьми
подготовительной к школе группы.
Публикация «НОД с использованием технологии „Путешествие по реке времени“ в подготовительной группе „История возникновения кукол“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Тема: «История возникновения кукол».
Воспитатель: Тукачева Елена Владимировна.
Пг. Ачит
2019г.
Форма совместной деятельности: совместная исследовательская.
Форма организации: групповая
Учебно – методический комплект: Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Демонстрационный материал: куклы современные; игрушки из глины, ткани, дерева; панно «река времени» с метками (давность, старина, настоящее, будущее, сундучок, 2 мешочка: в мешках кукла – столбушка, кукла – оберег.
Раздаточный материал: картинки размером 6х8: куклы разных времен; современные игрушки; клеящий карандаш по числу детей; заготовки на каждого для изготовления игрушки: цветная бумага, кусочки ткани,
Цель: создать условия для освоения временных отношений от прошлого к настоящему на примере материальной цивилизации - истории игрушки.
Задачи: Обучающие: Формировать представления детей об историческом времени - от прошлого к настоящему на примере истории игрушки. Учить составлять хронологическую последовательность истории игрушки на панно «Река времени». Обогащать словарный запас детей. Познакомить детей с русской народной игрушкой; через игрушку знакомить детей с миром старины; продолжать учить детей определять материал, из которого сделали куклы. Прививать интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомой игрушке – кукле.
Развивающие: Развивать все компоненты устной речи; совершенствовать грамматический строй речи, побуждать детей интересоваться смыслом новых слов. Развивать интерес к народной культуре, наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты. Развивать инициативу и самостоятельность.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
Планируемые результаты:
Обучающийся: Участвует в разговоре во время рассматривания предмета. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: продуктивной, познавательно – исследовательской, коммуникативной.
Умеет сохранять позитивный настрой на протяжении всей деятельности, испытывает радость от результатов своей деятельности.
Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым,. Выполняет элементарные действия в ходе познавательно –исследовательской деятельности, делает выводы.
Имеет представления об истории возникновения кукол, какие куклы существуют.
Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции. Умеет оценивать результат своей деятельности.
Этапы деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей. Планируемый результат.
1. Вводно-организационный:
психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности - Ребята, здравствуйте! Предлагаю вам поприветствовать друг друга и наших гостей.
Я пришла не с пустыми руками, у меня с собой сундучок. Вам интересно узнать, что лежит в сундучке? (Ответы детей)
Отгадайте загадку:
В шкатулку я спрятала игрушку,
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по- разному играть:
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы догадались, о какой игрушке идет речь (Ответы).
Педагог заносит коробку с игрушкой, предлагает отгадать предмет, который находится в мешочке. Загадывает загадку.
Дети располагаются вокруг стола Проявление интереса к деятельности.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
2. Постановка целей исследования
Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся истории игрушки - Для чего нужна кукла?
- А вы задумывались о том, когда появилась первая игрушка? Как выглядела первая кукла? Как она менялась вместе со временем? А хотите узнать? Педагог предлагает рассмотреть игрушки. Обсуждают ее назначение (функцию) : для чего игрушки созданы человеком.
Выявляет «знания»- «незнания» детей.
Дети рассматривают игрушки, манипулируют ими, высказывают свои предположения, гипотезы Проявление готовности, интереса к совместной деятельности, настрой детей на исследовательскую и познавательную деятельность.
3 Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.
Для того, что бы ответить на эти вопросы, нам с вами нужно из настоящего времени (то, что с нами происходит здесь и сейчас) отправиться в далекое, далекое прошлое. Какое время мы называем прошлым? (время о прошедших событиях, которые уже давно прошли).
Слайд1.
- Кого вы видите?
- Как вы думаете, в какое время мы попали?
Мы оказались в далёком, далёком, далёком прошлом, в древности, во времена первобытных людей.
Слайд 2
- Чем занимались древние люди?
Да, давно – давно, когда у людей не было домов, они жили в пещерах, добывали себе еду, готовили на костре, воспитывали детей.
-Посмотрите, чем дети играют?
В древности не было игрушек, и дети играли палочками, камушками, представляя, что это игрушки.
-Ребята, хотелось бы вам поиграть игрушками из древнего мира?
Считается,что самой древней игрушкой была кукла.
-Как вы думаете, из чего была сделана первая кукла?
Слайд 3
-Кукла была сделана из кости мамонта, а ее ножки приделанные к телу могли свободно двигаться. Игрушка была найдена на территории Чехии, ее возраст 30-35 тыс. лет.
Слайд 4 (сначала игрушку из глины некрасочную)
- Ребята, как вы думаете, из чего эта кукла?
-Да, это глиняная кукла. А может кто-то из вас, ребята знает, как появилась глиняная кукла?
- Когда человек нашел глину, он узнал, что смешав ее с водой, можно что-то вылепить. И конечно он вылепил куклу.
Слайд5
-Кукол из глины делают до сих пор.
- А кто изготавливает игрушки из глины?
-С какими мастерами глиняных игрушек вы знакомы? (дымковские, филимоновские). Полюбуйтесь какие красочные игрушки из глины изготавливают мастера в настоящее время. Какие яркие краски они используют?
Слайд 6.
-Каких кукол вы видите на слайде?
Из чего они сделаны?
-Правильно из соломы. Как называют таких кукол? (Соломенная)
- Соломенные куклы в старину называли «стригушки». Называли их потому, что снизу их подравнивали, подстригали ножницами. Если «стригушку» поставить на поднос и слегка потрясти, то кукла начинает поворачиваться, как бы танцевать. Как называется наша кукла? (Стригушка).
Позже когда появились нитки, научились делать куклы из ниток.
Слайд7.
Показ на слайде.
-Ребята, мы с вами не увидели еще один чудесный мешочек, который был в моем сундучке.
Д/и «Чудесный мешочек».
-Давайте попробуем отгадать, что в моем мешочке лежит. Кто хочет пощупать предмет и рассказать про него, какой он на ощупь. А вы должны предположить, что находиться в мешочке. Достает и дает описание. Желающие высказывают свои догадки. Воспитатель задает вопросы: «Угадали, что это?
- Ребята, из чего сделаны эти куклы?
Куклы – столбушка.
-Из чего она сделана? (из дерева и подвязаны кусочками ткани).
Что находиться во втором мешочке?
- Правильно куклы из тряпочек. Значит, какие они? (Тряпичные).
Самые любимые куклы в старину были сделаны из тряпочек.
Лицо куклы рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками- кувадка.
Современные.
-Каких кукол вы видите на столе? Какого времени?
- Посмотрите это куклы красавицы современные, в которые играете теперь вы. Из чего они сделаны? Чем отличаются от кукол из прошлого?
У нас сейчас какие куклы? (современные – куклы барби. Куклы мультипликационные).
Какими куклами играли прабабушки?
Из чего делали кукол в далеком прошлом, когда не было фабрик?
(из ткани, дерева, глины, природного материала).
- С какими куклами вы познакомились?
Стимулирует любознательность детей, создает ситуацию выбора.
Вводит элемент новизны;
использует наглядно- информационные средства (показ слайдов);
вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей;
рассказывает.
Задает вопросы.
Предлагает поиграть в игру и узнать, какой предмет находится в мешочке.
Ищут ответы на вопросы, размышляют, высказывают свои мысли.
Располагаются у экрана,
слушают,
узнают историю появления кукол,
выстраивают последовательность возникновения кукол.
Отвечают на вопросы, размышляют, делают небольшие выводы.
Дети на ощупь пытаются узнать предмет, находящийся в мешочке; предполагают, высказывают свои предположения; делают выводы. Обогащение знаниевого опыта;
Проявление интереса к истории появления кукол.
Способность замечать в игре характерные особенности предметов, размышлять, обобщать.
4. Практический: работав подгруппах : сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» - Ребята, посмотрите это панно – «Река времени», которое символизирует движение исторического времени : от прошлого к настоящему. Течет не только вода, но и время. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед. Давайте заполним нашу реку времени.
На Реке времени отмечены 4 остановки (метки). Первая метка с изображением древних людей –- «Древность» (древний мир).
Вторая метка с изображением людей в старинных костюмах - это «Старина».
Третья метка с изображением современных людей – это «Настоящее».
- На столе приготовлены для вас картинки с изображением игрушек кукол, изготовленных в разное время.
Мы разделимся на 3 команды; первая команда отберет картинки, где изображены игрушки древнего мира, древности.
Вторая команда– отбирает игрушки старины,
Третья –будет отбирать картинки современные игрушки. Внимательно рассмотрите картинки. Подумайте. Посоветуйтесь друг с другом, разложите картинки на панно.
Затем мы вместе обсудим и наклеим на панно «Река времени».
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;
постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения средств связи на «реке времени»;
практикуются в осуществлении выбора Самостоятельно применяет усвоенные знания.
Умение анализировать, делать логические выводы.
Самостоятельно применяет усвоенные знания.
5. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
Вот такая река времени у вас получилась. Что нового вы узнали? Где еще больше вы можете узнать о куклах?
-Ребята, какая же метка осталась у нас пустой? --Ребята, скажите мне, пожалуйста, а что такое будущее? (Это события, которые должны произойти в будущем)
- Ребята, а где мы можем разместить нашу «реку времени»? Можем унести в группу и показать ребятам.
Мы о нем ничего не можем знать, оно нам неизвестно. Мы только можем о нем мечтать и фантазировать. Предлагает детям место, куда можно выставить панно «реку времени» на всеобщее обозрение. Анализируют, обобщают. Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов; планируют самостоятельную (совместную) деятельность.
- Я вам предлагаю самим сделать игрушку.
Из чего вы можете ее сделать.? (из бумаги, из ткани, цветных ниток)
Предлагаю пройти в мастерские и изготовить куклы. Возьмите фишки – смайлики и пройдите в соответствующую мастерскую.
( мастерская: оригами – матрешка, кукла –оберег кувадка) Создает ситуацию выбора, для изготовления кукол, предлагает пройти в мастерскую.
Педагоги помогают детям изготовить куклу техникой оригами, куклу из лоскутков. Совместная работа детей и педагогов. Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта.
6. Открытость -Вам понравилось самим изготавливать куклы? Что будете делать со своими куклами?
Предлагаю создать мини- музей кукол, поместим куклы в нашем музее. Делятся впечатлениями.