Елена Султанова
Опыт работы «Путешествие по «Реке времени» в средней группе
Актуальность.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности - одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю через пособие – панно «река времени», расширяет кругозор, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Публикация «Опыт работы „Путешествие по „Реке времени“ в средней группе» размещена в разделах
Также стоит заметить, что в старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательские навыки ребенка занимают одну из ведущих позиций его деятельности. Дети стремятся добывать знания путем самостоятельного исследования предметов. Открытия побуждают детей поделиться уже новой для них информацией с другими детьми, однако и в данном случае необходимо грамотно и правильно выразить свои мысли, чтобы быть понятым другими. Наряду с вышесказанным, ребенку важно интересоваться причинно-следственными связями и экспериментировать. Для этого необходимо способствовать познавательному развитию, расширять словарный запас, а также представление об историческом времени – от прошлого к настоящему. Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так смоделированные.
Целью является развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
В начале года были поставлены задачи:
1. Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержень образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).
2. Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта : причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.
3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
4. Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.
5. Расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
Определены формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- рассказы взрослого, просмотр видеофильмов, видео презентаций, беседы, наблюдения;
- экспериментирование;
- чтение детской, познавательно-справочной литературы, энциклопедий;
- рассматривание иллюстрированных альбомов, карт, книг;
- преобразующая фантазийная деятельность;
- детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение знаний детей по предложенным темам и др. (с помощью родителей по каждой теме в группе создаем музей, тем самым узнаем о традициях в семьи).
Непосредственно образовательная деятельность по данной программе реализуется 1 раз в месяц согласно теме недели. В процессе организации учитываются особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Для реализации технологии были подобраны картинки (в том числе в виде презентации, игры, литературные произведения, подобран дидактический материал, схемы и символы, музыкальное сопровождение, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие, Н. А. Коротковой и Дыбина Ольга Витальевна «Что было до…», карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к настоящему.
Для того, чтобы предполагаемый материал был доступен и интересен детям, в работе используют следующие методы:
• Словесный метод.
• Наглядный метод.
• Практический метод.
• Игровой метод.
Подводя итог проделанной работе, заметила в процессе систематической и целенаправленной работы по внедрению технологии «Река времени» познавательная активность детей возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие. Использование методов и приемов, предложенных в технологии «Путешествие по «реке времени». Н. А. Коротковой способствует социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей.