Оксана Кочешова
Конспект НОД «Наша русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект: «Наша русская матрёшка».
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
• закреплять представления детей об особенностях народной игрушки – матрёшки, характерных элементах росписи (косынка, сарафан);
• развивать творческие способности детей;
• развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;
• активизировать словарь детей;
• воспитывать у детей интерес к русской народной культуре, культуре предков;
• воспитывать чувство любви к народной игрушке – матрешке.
Предварительная работа: дидактические игры с матрёшками; чтение и заучивание стихов о матрёшках; рассматривание альбома «Матрёшки»; игры с деревянными матрёшками.
Оборудование: деревянные матрешки различной величины; бумажные силуэты матрешек с грустными лицами, нераскрашенными фартуками (по количеству детей); записи русских народных мелодий; запись песни «Мы веселые матрешки»; акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки; русский народный костюм для педагога.
Ход НОД:
(Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме)
Педагог: здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. В таких костюмах ходили женщины в старину. Женщины носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня, на голову повязывали красивые платки.
Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да, любим.
Педагог: Конечно, любите. Сказки любят и взрослые, и дети. Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку. А вот о чем эта сказка вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Дети: Матрёшка.
Педагог: Правильно, наша сказка о матрешке. Садитесь поудобнее. Чур, сказку не перебивать. А кто её перебьет, тому комар в рот попадет.
(Звучит русская народная мелодия, дети садятся на ковер рядом с педагогом)
Педагог: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера делать игрушки для детей. Однажды задумал он сделать необычную игрушку – куклу с секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той – еще меньше, и еще меньше, и еще меньше. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. Долго-долго думал мастер, как же назвать ему эту куклу. И назвал её русским именем Матрена. А так как куколка была маленькая, то все её звали Матрешкой. С той поры для всех детишек точил мастер забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так, ребята, родилась русская матрешка. Я приглашаю вас в «музей» деревянной игрушки.
(Дети подходят к столу, где выставлены деревянные игрушки – матрешки).
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрешек! В каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России тоже есть свой сувенир. Как вы думаете, какой?
Дети: Матрёшка.
Педагог: Правильно, матрешка. Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о России покупают матрешки, потому что матрешки делают только в России.
Ой, ты барышня – матрешка,
Разноцветная одежка.
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир.
А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрешки. Матрешка раскрывается.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль её ломать,
Буду дальше разбирать.
Ребята, а из чего же сделаны матрешки?
Дети: Из дерева.
Педагог: Значит, они какие?
Дети: Деревянные.
Педагог: Конечно, деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся?
Дети: Нарядные, красивые.
Педагог: У каждой матрешки на голове платочек, яркие, праздничные сарафаны. Если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.
Такие матрешки раньше были самой любимой игрушкой у всех ребят Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! По глазам вижу, что и вам тоже хочется танцевать.
Динамическая пауза.
Исполяется песня – танец «Мы – веселые матрешки» (музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой).
Педагог: Ребята, а у наших матрешек есть подружки. Только они не деревянные. Из чего же сделаны эти матрешки?
Дети: Из бумаги.
Педагог: Значит, они какие?
Дети: Бумажные.
Педагог: Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными матрешками, чем они отличаются?
Дети: Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны.
Педагог: Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как и их деревянные подружки?
Дети: Их надо раскрасить.
Педагог: Очень любят все матрешки
Разноцветные одёжки!
Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдемте в нашу мастерскую. Там каждый из вас украсит разными узорами свою матрешку.
(Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки).
Педагог: Мастера. Скорей за дело,
Украшай матрешек смело.
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
У каждого из вас есть ватные палочки, ими и будем расписывать матрешек. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки.
(Педагог напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», также, как и веселая матрешка).
Педагог: Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек?
Дети: Да.
Педагог: А почему вы так решили?
Дети: Наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.
Педагог: И, правда, матрешки получились очень красивые. Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка – русская красавица!
Какие вы прекрасные мастера. Предлагаю наших расписных матрешек подарить малышам нашего детского сада. Вы согласны, ребята?