Соловьева Ирина
Конспект занятия «Наблюдение за снегом и свойствами снега» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект наблюдения в средней группе. Тема: «Наблюдение за снегом и свойствами снега».
Цели и задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей элементарные представления о зимних изменениях в природе (холодно, идёт снег).
Публикация «Конспект занятия „Наблюдение за снегом и свойствами снега“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Средняя группа
- Темочки
- Уточнять представления о свойствах снега : снег скрипит и рассыпается в морозную погоду; под действием температуры - тает, превращаясь в воду; он холодный; легко утаптывается.
- Учить детей обследовать предметы, формировать умение проводить простейшие наблюдения.
Развивающие:
- Обогащать словарь детей, побуждать отвечать на вопросы.
- Использовать фольклорные и художественные произведения о зиме и зимних явлениях для поддержания интереса детей к наблюдениям в природе.
- Развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
- Развивать художественное восприятие, внимание, память, воображение, творческие способности.
- Способствовать укреплению здоровья детей.
- Совершенствовать умения выполнять игровые действия, поступать
в соответствии с правилами.
- Формировать положительное отношение к труду, желание помогать взрослым в поддержании порядка на участке детского сада.
Воспитательные:
- Прививать интерес к природе.
- Воспитывать эмоционально положительное отношение к красоте зимней природы.
- Продолжать работу по воспитанию доброжелательных отношений между детьми в процессе наблюдений, экспериментов, игр.
Предварительная работа:рассматривание картин, фотографий зимних пейзажей; чтение рассказов, сказок, стихов о снеге, зиме; познавательно – исследовательская деятельность по теме «Вода – снег».
Материал к занятию : стихи, посвященные зиме (снегопаду, атрибуты подвижных игр, лопатки, санки.
Ход занятия.
1. Беседа. Какое сейчас время года? А какого цвета зимушка-зима? Как изменился детский сад зимой? Что изменилось в природе? 2. Наблюдение за свойствами снега.
Воспитатель: «Кто, угадай-ка, белая хозяйка.
Тряхнёт перинки - с неба снежинки?» (Зима).
Загадка: «Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути» (Снег).
- Ой, как много снега намело! Посмотрите, как снег красиво украсил дома, деревья, как он блестит на солнце.
Есть такие приметы: снег прилипает к деревьям - тепло будет; иней на деревьях - к морозу; снежные хлопья стали крупными - жди оттепели.
Обратите внимание на чистоту воздуха, как легко дышится, это оттого, что снег, падая на землю, захватывает с собой частички копоти, пыли и всяких частиц, очищая тем самым воздух. Поэтому снег не надо брать в рот, несмотря на то, что он кажется белым, он всё равно грязный и, кроме того, холодный, и можно простудить горло и заболеть.
Возьмите в руки горсть снега и подбросьте его. Что с ним произошло?
Дети: «Он рассыпается».
Воспитатель: «Походите по снегу, послушайте, как он скрипит. Он скрипит в морозную погоду. Скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множества снежинок, которые в морозную погоду очень ломкие.
Попробуйте, ребята, слепить снежки. Объясните, почему у вас ничего не получается?»
Дети: «На улице холодно, мороз».
Воспитатель: «Ребята, снимите варежку и возьмите в руку немного снега, подержите на ладошке. Что с ним произошло?»
Дети: «Он растаял».
Воспитатель: «Снег растаял, потому что ваши ладошки тёплые, а в тепле снег тает и превращается в воду.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Воспитатель: «Снег укрывает всю землю, сильно меняя картину природы. Поэтому люди сравнивают его со скатертью, одеялом, пуховой периной, с тёплой шубой (кожухом). Вот послушайте, как говорится про снег в пословицах и поговорках: зима не лето, в шубу одета; снег земле - кормилице - тёплый кожух».
Воспитатель:
Сыплет белый снежок, все деревья в инее.
Мы выходим гулять в это утро зимнее.
Нам не страшен мороз, пусть пугает стужею.
С ним холодной зимой очень крепко дружим мы!
(Т. Башмакова)
Воспитатель: «А сейчас, ребята, давайте согреемся и поиграем в игру «Зайцы и медведь»».
3. Подвижная игра «Зайцы и медведь».
Ход игры: Ребёнок «медведь» сидит и «дремлет». Дети - «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:
Мишка бурый, мишка бурый,
Отчего такой ты хмурый?
«Медведь» встаё т и отвечает:
Я медком не угостился
Вот на всех и рассердился.
1, 2, 3, 4, 5- начинаю всех гонять!
На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их в «Берлогу».4. Чтение стихов о снеге, зиме, морозе.
Воспитатель: А давайте представим, что пошёл снег. Вы хотели бы превратиться в снежинки?
5. Подвижная игра «Снег, снег».
(научить соотносить свои действия с действиями других детей в соответствии с текстом).
Снега мы возьмем немножко, (дети берут снег)
Слепим мы снежки в ладошках, (лепят комочек)
Дружно ими побросались (бросают комочки)
Наши руки и размялись. (встряхивают ручки)
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили, (имитируют катание комка)
Друг на друга водрузили. («ставят» комки друг на друга)
Сверху третий, малый ком
Снег встряхнули с рук потом. (стряхивают ручки)
(Игра проводится 2-3 раза)
Воспитатель: Слышите, дети? Копытца цокают, колокольчики звенят! А вот и лошадки наши.
(Появляется поезд из саночек, «лошадки» - дети старшей группы)
«Мои санки едут сами, без мотора, без коня, то и дело мои санки убегают от меня».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а нам по этой дорожке не проехать на санках, здесь много снега намело. Давайте расчистим себе путь, берите лопатки и за дело!
6. Трудовая деятельность – расчистка дорожек от снега, укладка его на санки, ледянки и вывоз в определенное место, наблюдение за работой взрослого.
7. Самостоятельная деятельность детей.
1) Расчистка дорожек от снега;
2) конструктивные игры со снежными постройками: торты, пирожные, кексы. Использование цветных льдинок для украшения;
3) катание на санках.
Подведение итогов. Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в группу. В какие игры мы сегодня играли? Что вам понравилось сегодня на прогулке?За чем мы сегодня наблюдали? Ответы детей. (Вместе с детьми сделать вывод о том, что наступила зима. Зимой стало холодно и выпал снег. Снег – это вода и много снежинок.)