Оксана Чекман
Конспект занятия в средней группе (4–5 лет) «Наблюдение за фиалкой»
▼ Скачать +Заказ
Цель:
Развитие представлений детей о жизни растения, его размножении, строении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Комнатные цветы»
2. Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами («Назови ласково»)
3. Упражнять детей в составлении простых предложений с предлогами: На, Над, Под, У, Около, С.
Публикация «Конспект занятия в средней группе (4–5 лет) „Наблюдение за фиалкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Фиалка, комнатное растение
- Фиалка. Посадка, выращивание, уход
- Темочки
4. Продолжать развивать навыки согласования числительных с существительными (счет 1лист, 1 цветок) и навыки образования существительных множественного числа род. Падежа (много листьев, много цветов).
5. Упражнять детей в подборе качественных прилагательных к существительным: листья (какие-зеленые, ватный диск (какой-мягкий, цветы (какие-красивые, корни (какие-длинные).
6. Упражнять детей в составлении сложноподчененных предложений с союзом «потому-что»
Образовательные:
1. Создать условия для уточнения и расширения представления детей о комнатном растении – фиалке, ее внешнем виде и условиях необходимых для роста и развития, и правилах ухода за растением (показ фиалки)
2. Уточнить и расширить словарь детей по теме «Комнатные растения» (растение, фиалка, стебель, листья, бутон, горшок, земля, лейка, расти, цвести, ухаживать, поливать, красивый, нежный, фиолетовый).
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику рук, речь детей и умение соотносить слова с движениями (пальчиковая игра «Цветы»)
2. Развивать восприятия (потрогали листья, зрительного внимания (через наблюдение за цветком, слухового внимания (загадка, вопросы).
3. Развивать умения использовать разные способы лепки.
Воспитательные:
1. Способствовать развитию интереса к комнатным растениям, желанию ухаживать за ними (создавать условия)
Воспитывать ценностное отношение к труду, желание помогать взрослым в уходе за комнатными растениями.
Материалы: кисточки, ватные диски, лейка, опрыскиватель, фиалка, мягкая игрушка-цветок, демонстрационный материал (картинки-земля, горшок, вода, солнце, сердце, небо, картинка с разными видами фиалок, схема частей цветка, картинка корней, бабочка на палочке, рисунки фиалок (заламинированные, пластилин, салфетки бумажные, тарелочки, клееночка.
Предварительная работа:
Чтение стихов, загадок о комнатных растениях;
Рассматривание фото, иллюстраций о комнатных растениях;
Рисование по теме «Комнатные растения».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети – Здравствуйте.
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами маленькие растения, которые посадили в землю, присядем и закроем глазки. Растение еще совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Нас поливают, вытирают с нас пыль. Оно начинает расти (дети медленно поднимаются, листики поднимаются к свету (руки поднимают вверх, растение чувствует себя хорошо (руки опускаем вниз).
В. : Вам понравилось быть растением?
Д. : Да
В. : А если растения живут в комнате, какие это растения?
Д. : Комнатные растения
В. :Давайте с вами встанем в круг и перечислим растения (передавая предмет дети называют комн. растения- герань, бегония, толстянка, кактус, фиалка, фикус)
В. : Для чего людям нужны комнатные растения?
Д. : Растения украшают помещения, создают уют, очищают воздух.
В. : Сегодня мы рассмотрим одно из комнатных растений. Послушайте внимательно загадку и отгадайте что это за растение:
Фиолетовый цветочек
Мягкий, бархатный листочек
Ночью нежный аромат
Наполняет весь наш сад.
В. : Вы узнали это растение? Правильно это фиалка.
Фиалка - это цветущее комнатное растение (показ картинки)
Существуют, много разновидностей фиалок, но мы рассмотрим ту, которая стоит у нас на столе.
В. : Давайте вспомним из каких частей состоит фиалка, назовите, что есть у фиалки.
Д. : У фиалки есть листья.
У фиалки есть стебли (цветы, лепестки, корешки, бутоны).
В. : Потрогайте листья у фиалки, какие они?
Д. : Пушистые, мохнатые, зеленые, сочные, мягкие, овальные, круглые.
В. : Посмотрите, что это у меня. Правильно – это ватный диск.
Потрогайте ватный диск, какой он?
Д. : Белый, мягкий, пушистый….
В. : Давайте брызнем на ватный диск водой, какой он теперь стал?
Д. : Стал мокрый, тяжелый, тонкий и не очень приятный (изморщенный)
В. : Так и у фиалки листья, если на них попадет вода, то листья становятся мокрые, тяжелые и могут згнить. Поэтому фиалку надо поливать аккуратно, теплой водой, под корешок. Чтоб вода не попала на листья.
А пыль с листьев аккуратно сметать кисточкой. (показ действия)
В. : А давайте посчитаем листья у фиалки? (один лист, два листа…пять листьев) по очереди говорят дети. (обобщить сколько всего листьев? Много)
Сейчас мы покажем нашей фиалке как мы умеем играть, приготовили пальчики. Пальчиковая игра «Цветы»
Наши нежные цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки калышит.
Наши нежные цветки,
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
В. : Давайте теперь рассмотрим цветы у фиалки, какие они?
Д. : Фиолетовые, пушистые, красивые, ароматные, нежные, маленькие, большие.
В. : Теперь можно и цветы посчитать.
Д. : Один цветок, два цветка… пять цветков. Много цветков.
В. : Корни есть у фиалки?
Д. : В земле, мы их не видим.
В. : А зачем фиалке нужны корни?
Д. : Фиалка пьет воду корнями.
В. : Я хочу вам показать на картинке корни, посмотрите, какие они?
Д. : Длинные, черные, кудрявые, извилистые.
В. : Ой, ребята, бабочка!
Бабочка мило порхнула,
Села на яркий цветок,
В сладкий нектар окунула
Крохотный свой хоботок.
В. : Куда присела бабочка?
Д. : Бабочка присела на фиалку.
В. : Где летает бабочка?
Д. : Бабочка летает над фиалкой.
В. : Куда спряталась бабочка?
Д. : Бабочка спряталась под лист.
В. : Где присела бабочка?
Д. : Бабочка присела у листа.
В. : Откуда спорхнула (слетела) бабочка?
Д. : Бабочка слетела с листа.
В. : А теперь бабочка хочет поиграть с ребятами, к кому на ладошку бабочка опустится, тот называет ласково.
Д. : Фиалка-фиалочка, лист- листик, стебель-стебелек, корень-корешок, горшок-горшочек, цветок-цветочек, земля-земелька, вода-водичка, солнце-солнышко, лепесток-лепесточек, лейка-леечка, бутон-бутончик.
В. : Давайте расскажем бабочке, что нужно для роста и цветения фиалки. Подходите к столу и выберите карточки, где изображено то, что нужно для роста и жизни фиалки.
Что нужно фиалке?
Д. : Фиалке нужен горшок (нужна земля, нужна вода, нужен воздух, нужно солнце, нужна забота и любовь.)
В. : А эти карточки почему вы не взяли? (ветер и снег)
Д. : Ветер и снег не нужны фиалке.
В. : Давайте выберем для нашей фиалки место, где ей будет светло, тепло, уютно. Нам ее будет видно и где она нас будет радовать.
В. : Понравилась вам фиалка? Расскажите, почему вам понравилась фиалка?
Д. : Мне понравилась фиалка, потому что она красивая (ароматная, зеленая, пышная, маленькая и фиолетовая, пахнущая, душистая, цветущая)
В. : А хотите сделать сами такие же красивые фиалки?
Садимся за столы, берем себе картинку с фиалкой. Выбираем цвет и начинаем раскрашивать пластилином.