Бадретдинова Венера
Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить со звуком и буквой «Ж», «ж»; научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.
Образовательные задачи: познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.
Развивающие задачи: развивать связную речь; внимание, память.
Публикация «Конспект занятия „Звук [Ж] и буква Ж“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов.
Методы: наглядный, словесный, продуктивный.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, изображение буквы «Ж», фланелеграф, доска, мел.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Воспитатель: - Подскажите, без запинки, что лежит в моей корзинке? (Загадка про жука).
Воспитатель: - Ребята отгадайте загадку.
Шесть ног без копыт, летит – жужжит,
Упадет, в землю ползет. (Жук)
Воспитатель: - Правильно это жук (Картинка выставляется на доску)
Воспитатель: - Как можно назвать маленького жука? (Жучок)
Воспитатель: - Если увидим несколько жуков, как их назовем? Кто они? (Жуки)
Воспитатель: - Жук, жучок, жуки – какой первый звук вы слышите? (Ж)
2. Артикуляция звука - Когда мы произносим звук «Ж», кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка.
- Язык в форме чашечки за верхними зубами, струя воздуха направлена на кончик языка, губы округлены. (Картинка артикуляции звука Ж)
3. Основная часть занятия.
Характеристика звука «Ж»
Воспитатель: - Произнесите: Ж ЖЖ.
Воспитатель: - Гласный или согласный звук «Ж»?
Воспитатель: - Отличие гласных звуков от согласных.
Воспитатель: - Гласные поются, тянутся и когда мы их произносим, во рту ничего не мешает. А согласные всегда встречают преграду. (Протянуть гласный звук «У», произнести звук «Ж»)
Воспитатель: - Звук ж глухой или звонкий? Как проверить? (Кладем руку на горлышко и поизносим звук Ж)
Воспитатель: - А как думаете, звук ж твердый или мягкий? (Этот звук ВСЕГДАтвердый)Обозначаем его синим цветом.
Воспитатель: - Давайте, все вместе произнесём чистоговорку.
Жа-жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Жа-жа-жа-жа – это чашка для ежа
жу-жу-жу- молоко дадим ежу.
Жи-жи-жи-жи- а в лесу живут ежи.
Воспитатель: - В слове ежи (Картинка, где спрятался звук Ж? (Можно еще поискать звук Ж в других словах) – игра «Прятки» (Картинки жираф, жилет, лыжи)
Воспитатель: - Посчитаем слоги. Сколько слогов в слове ЖУК? а в слове ЕЖИ?
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: - У большого жука большие предметы, а у жучка –маленькие. Я называю большие предметы, а вы будете называть маленькие предметы.
Например: луг – лужок.
флаг – флажок шаг - шажок
снег – снежок пирог - пирожок
берег – бережок круг - кружок
друг – дружок утюг - утюжок
сапог - сапожок творог – творожок
Игра «Светофор»
Воспитатель: Я называю вам слова, а вы мне поднимаете сигнал, тогда когда в слове услышите звук «Ж».
Слова: ужи, мороз, кошка, журавли, лиса, ножницы, машина, еж, снежинка, лыжи, замок, жук, весна.
Физкультминутка
Знакомство с буквой «Ж».
Воспитатель:-Ребята на письме звук Ж обозначается буквой Ж. (Показ буквы)
Это буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук Ж - Ж - Ж - Ж.
- На что похожа буква Ж? (Жук, снежинка)
Конструктор букв.
Воспитатель: - Посчитайте сколько элементов у буквы Ж…Предлагаю вам стать строителями и построить букву Ж с помощью палочек. (Пригласить одного ребенка к доске и предложить построить букву из конструктора букв)
4. Итог занятия.
Воспитатель:- С какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает?