люция мухамедьянова
Обучение дошкольников формообразующим движениям руки
Конспект
на тему: «Обучение дошкольников формообразующим движениям руки»
Выполнила:Мухамедьянова Л. И
2021г
Обучение детей младшего дошкольного возраста формообразующим движениям в рисовании.
1. Техника рисования и её основы.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны свои задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приёмам изображения. Одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Публикация «Обучение дошкольников формообразующим движениям руки» размещена в разделах
Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объёма, движения, цвета.
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке задуманное дети могут лишь при условии овладения техником рисования. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.
Воспитатель учит детей правильно сидеть на занятиях рисованием: прямо, несильно наклоняясь, не опираясь грудью о край стола, положив руки до локтя на стол.
Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Сами они этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображения.
Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным (рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш, кисть или мелок и т. п., рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, лёгких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных, энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и всего изображения, так как линия – один из основных компонентов рисунка. При рисовании не нажимают сильно на бумагу. Левой рукой придерживают лист бумаги: иначе он будет вертеться.
Кисть держат за середину палочки, аккуратно набирая на неё краску, обмакивая всем ворсом и снимая лишнюю краску о край баночки.
При рисовании кистью детей учат вести её как всем ворсом, так и концом его для получения широких и тонких линий. Рисуя линии, кисть ведут по ворсу.
Обучая детей работе с карандашом, воспитатель показывает приё м рисования прямых линий: когда проводят вертикальную прямую, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони (движение сбоку от проводимой линии сверху вниз); наклонённый к бумаге карандаш перпендикулярен проводимой линии.
При рисовании горизонтальных линий положение руки иное : рука с карандашом вниз листа бумаги, движется в направлении проводимой линии (слева направо); при этом видно всё пространство движения, что облегчает пристальный зрительный контроль; рука твёрдо опирается на стол. Лист бумаги лежит не у самого края стола, а повыше: иначе локоть повисает, и рука движется неуверенно, линия получается дрожащей, искривляется.
При рисовании (и карандашами, и красками) педагог добивается от детей слитного непрерывного движения руки : иначе линии получаются неровными, неуверенными, а форма – неточной.
Дошкольники учатся правильно закрашивать изображение (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую – с просветами). Дети приобретают умение регулировать длину штрихов, линий, что необходимо для изображения предметов, их частей и фактуры.
Они осваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цвета, использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разную технику (простой карандаш и краски – гуашь, акварель; цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т. п.).
Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет свободно реализовывать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.
Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания рисунка свободным и приятным для ребёнка, повышает его интерес к деятельности и развивает творческие возможности.
Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей.
2. Роль обучения формообразующим движениям в развитии изобразительной деятельности детей.
Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности. Нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в решении изобразительных задач, в частности в передаче окраски предмета, в соблюдении правильных пропорций и пр. Естественно, что обучение должно ограничиваться решением лишь наиболее простых изобразительных задач. Однако дети растут и развиваются, их способности формируются под действием воспитания и обучения, и задача педагога – подвести детей к правдивому отображению действительности.
Требования к точности передачи формы от одной возрастной группы к другой усложняются. Прежде всего дети учатся изображать предметы округлой и прямоугольной формы. При этом они ещё не отличают предметов круглой формы от предметов удлинённо-округлых, овальных, прямоугольных от квадратных, т. е. форма передаётся приблизительно.
Формообразующие движения в изобразительной деятельности развиваются одновременно и во взаимосвязи со зрительным восприятием: чем лучше дет учатся контролировать свои движения взглядом, тем отчётливее и точнее они передают форму предмета.
Первые изображения упрощены, обобщены. Это определяется слабостью аналитического восприятия, а также ограниченностью движений рук. детям проще передать предметы, близкие по форме к геометрическим фигурам – кругу, квадрату, прямоугольнику, к телам – шару, кубу, цилиндру.
Далее знакомство с формами и умение передавать их в рисунке расширяются. Дети постепенно начинают различать большее количество форм, а также определять разницу пропорций: рисовать предметы более узкие и широкие, более длинные и короткие. Предметы, которые предлагают изображать детям, значительно отличаются по форме от простых геометрических фигур: так, форма груши, свеклы, помидора неравнозначна
шару. Научить детей не только видеть сходство предмета с геометрической фигурой и отличие от неё, но и передавать это в изображении – серьёзная задача.
Одно из средств реалистического, выразительного изображения – передача величинных отношений частей в предмете и предметах между собой. Этому дети учатся, начиная со второй младшей группы, различая вначале только предметы большой и маленький.
В последующих группах это умение всё более и более усложняется: от детей требуется передача отношений частей по величине, соотношений по величине разных изображений в сюжетах, композициях, в рисунке. Решение этой задачи связано с развитием руки и глаза в процессе создания изображения.
Педагогу следует помнить, что передача двух разных по величине предметов: большого и маленького – удаётся без особого труда, правда, это касается простых одночастных предметов. Сложнее передать тонкие градации: большой, маленький, ещё меньше. Здесь требуется более точное движение рук и пристальный зрительный контроль. Ещё труднее передать пропорциональные отношения – насколько один предмет больше другого. Это доступно лишь детям старшего дошкольного возраста. Подбирая соответствующую тематику детских работ и организуя восприятие величинных отношений, воспитатель постепенно формирует у детей умение отражать эти отношения в рисунке.
3. Представления детей младшего дошкольного возраста о форме.
Многие дети начинают посещать детский сад не с первой младшей группы, а со второй, когда им исполняется три года. В этом случае для большинства из них систематическое обучение изобразительной деятельности начинается впервые.
Приступая к работе по рисованию с детьми второй младшей группы, педагог должен знать, какими навыками обладают его воспитанники.
С первых же занятий у детей воспитывают интерес к рисованию. Вначале года они ещё не проявляют интерес к результату деятельности, так как поглощены самим процессом, и качество полученных рисунков их не волнует. Только рассматривание всех выполненных на занятии рисунков поможет привлечь их внимание к результату. На общегрупповых занятиях у детей воспитывают умения слушать указания взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.
Для изобразительной деятельности детей этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, их общей активностью. Ребёнок может стучать кончиком карандаша по нарисованным кружочкам-зёрнышкам и объяснять, что клюёт птичка. Стремление к игре педагог использует с целью повысить желание рисовать. Так, простые ритмичные мазки воспитатель может объединить в коврик, затем вместе с детьми украсить им кукольный уголок. Элементарная коллективная работа способствует воспитанию у детей интереса к рисункам товарищей и к рисованию как к деятельности.
Дети четвёртого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. Своим самостоятельным рисункам, представляющим бесформенное сочетание линий, они дают случайные названия, вызванные ассоциациями с каким-либо признаком. Педагог должен поощрять попытки детей найти сходство рисунка с предметом и одновременно учить правильному изображению различных форм.
4. Содержание обучения детей младшего дошкольного возраста формообразующим движениям в рисовании.
В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:
• научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);
• развивать чувство цвета – умение различать и называть основные цвета;
• развивать композиционные навыки – располагать изображение в середине листа бумаги;
• совершенствовать технические навыки.
В первой младшей группе дети учились проводить вертикальные и горизонтальные линии без требования к чёткости их направления. Поэтому первой задачей здесь остаётся обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки.
Программой предусмотрено обучение проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересечённых и т. д. Система развития движений руки в проведении разнообразных линий разработана известным педагогом Е. А. Флериной и прочно вошла в программу обучения младшего дошкольника.
Тематика упражнений в проведении прямых линий в различных направлениях указана в программе: рисование ленточек, дорожек, карандашей, дождика и т. п. Разнообразие тематики способствует сохранению интереса детей к занятиям.
В этой группе задачи овладения техническими навыками получают дальнейшее развитие.
Поскольку содержание детских работ становится более разнообразным и требует применения нескольких цветов для раскрашивания рисунка, вводится промывание кисти. Эта несложная операция требует от ребёнка терпения и аккуратности.
Трудной задачей для детей второй младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух или трёх кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга). Выполнение изображения такого рода требует не только умения подчинять движение руки изобразительной форме, но и способности синтезировать эти формы, объединять их согласно замыслу. Поскольку аналитико-синтетическое мышление у ребёнка трёх лет развито очень слабо, эта задача для него сложна. Поэтому программой предусмотрено изображение предметов, включающих соединение только двух разнородных
частей или ритмическое повторение одной и той же формы (например, лучи у солнышка, ветки у ели).
Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. В соответствии с этой задачей подобрана и тематика заданий – рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания.
Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения определё нных предметов: красный – флаг, жёлтый– солнце, зелёный – ёлка, травка и т. п.
К концу года дети второй младшей группы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.
В начале следующего года, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям (рисование мячика, яблока, флажка, происходит усложнение программного материала, которое выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения.
Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху – внизу, с одной стороны – с другой стороны, а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это даёт возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Например, во втором квартале дети могут рисовать снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и ёлку с ритмично расположенными ветвями.
5. Приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста формообразующим движениям в рисовании.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребёнок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, чёткие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы.
Проведение занятий рисованием с детьми трёх лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на чёткие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлечённым, непонятным для них.
Восприятие окружающей жизни – основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» и т. п. Активное познание предмета создаёт предпосылку и для активных действий при рисовании.
Система игровых упражнений, разработанная Е. А. Флериной, учитывает эту особенность возраста. В дальнейших исследованиях методика применения этих упражнений разработана ещё более детально.
Например, при рисовании прямых горизонтальных линий – дорожек дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!» После этого на бумаге дети показывают, какая дорожка, и, наконец, рисуют её карандашом и красками. В таком последовательном многократном повторении одного движения есть система, основанная на учёте особенностей физического развития трё хлетних детей: постепенный переход от более развитых крупных движений всей рукой к движению только кистью (пальцем по бумаге) и к ещё более ограниченному движению карандашом, при котором пальцы имеют определённое положение.
Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами, например: «Дождик: кап-кап-кап», «Вот какая длинная ленточка» и т. п. Это словесное сопровождение усиливает ритмический характер процесса рисования, делает более интересным и лёгким само движение. Разговоры детей во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение. Воспитателю следует умело направлять эти разговоры, связывая их с получаемым образом. Рекомендуется включать в процесс рисования и другие средства воздействия, например, музыку (звучание дождя). Это ещё
больше повысит эмоциональный настрой детей и, следовательно, образную выразительность рисунка.
В процессе занятия малыши всё время активны, в их сознании должен жить образ, который они воплощают в рисунке. Эта активность вначале основана на подражании воспитателю. Он напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. Сначала педагог производить движения рукой в воздухе, затем это движение повторяет вместе с детьми. Если кому-нибудь из ребят движение не удаётся, воспитатель помогает руке ребёнка принять нужное положение и сделать соответствующее движение. Когда ребёнок мускульно ощутит это движение, он сможет произвести его самостоятельно.
Точно так же необходим вначале показ всех предметов рисования. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набрать на кисть краску и вести ею по бумаге.
Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приёмы будут им знакомы. Если ребёнок не знает приёмов работы карандашом или кистью и ему предоставляют возможность самостоятельно действовать, то у него могут закрепиться неправильные навыки, изменить которые будет значительно труднее, особенно если это касается технических приёмов рисования.
Одним из эффективных приёмов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощённым. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету.
Например, при показе, как рисовать ёлку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста – передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны зелёные ветви. Но эти признаки характерны для всех деревьев. Чтобы сохранить образ ели, воспитателю надо нарисовать ствол линией, расширяющейся книзу, ветви (вверху – короче, внизу – длиннее) слегка наклонными, не фиксируя на этом внимание малышей. Важно, чтобы зрительный образ от рисунка не расходился с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение, хотя они ещё так нарисовать не могут, а рисуют очень упрощённо – вертикальный ствол и горизонтально отходящие от него ветви.
Показ приёмов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. После этого педагог может перейти к обучению на наглядных пособиях без применения показа. Например, когда дети научились рисовать прямые линии и прямоугольные формы, воспитатель предлагает им нарисовать лопатку, не показывая приёмы рисования. В начале занятия педагог рассматривает с детьми лопатку, обводит рукой её контуры, всё время поясняя свои действия. Затем дети работают самостоятельно. Кому
трудно, воспитатель предлагает самим обвести рукой лопатку, чтобы почувствовать её форму. Хотя предмет остаётся перед глазами детей и в процессе занятия, он ещё не служит натурой.
Трёхлетнему ребёнку недоступно совмещение процессов восприятия и изображения, которое требует умения распределить внимание, анализировать, сравнивать рисунок с предметом.
Изображаемый предмет используется вначале занятия для уточнения представлений о форме, цвете, частях предмета или в игровом плане для создания эмоционального настроя.
В некоторых случаях, когда нельзя показать детям предмет (ввиду его больших размеров или по другим причинам, для оживления представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок. Он должен быть крупным с ярко выраженной формой нарисованного предмета, по возможности изображение изолировано от других объектов, чтобы не отвлекать внимание от главного. Воспитатель также обращает внимание детей на форму, обводя её пальцем, и на цвет предмета.
В процессе занятия картинку следует убирать, так как она для детей этого возраста не может служить образцом. Приёмы рисунка взрослого сложны малышам, и, кроме того, на картинке виден лишь результат работы, приёмы остаются неизвестными.
Картина или рисунок, выполненные в реалистическом духе создающие художественный образ, могут быть использованы в младшей группе только как объект для восприятия с целью уточнения представлений или создания интересов к теме.
Во второй младшей группе используется в качестве специального приёма художественное слово. Возможности его применения здесь ограничены. В основном художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя.
Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка. Например, при рисовании на тему «Снег идёт» прочитать четверостишие из стихотворения И. Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Загадки и образы стихотворение должны быть просты и понятны детям, иначе умственное напряжение, связанное с их восприятием, снизит эмоциональный настрой и желание рисовать. Это же стихотворение можно вспомнить в конце занятия при рассматривании рисунков и продекламировать его всем вместе.
Художественный образ влияет на содержание детских работ, хотя это ещё не иллюстративное рисование. Динамика образа (снег кружится, падает, указания на цвет (белый снег) вызываю ответные действия ребёнка при создании образа в рисунке.
Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности у дошкольников. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимание ребят на положительные стороны в нём, задаёт вопросы, одобряет проявленную инициативу – внесение чего-то нового в рисунок. При этом он должен так увлечь ребят разбором рисунков, чтобы они не отвлекались и сосредоточили внимание на главном. При анализе содержания дети вместе с воспитателем должны учитывать и качество, аккуратность выполненного задания. Такое рассматривание работ помогает ребятам видеть изображение, замечать несоответствие с предметом, вызывает желание исправить ошибку.
Рисунки неудачные, плохие показывать и анализировать не следует, так как качественное выполнение в этом возрасте зависит часто не от желания ребёнка, а от общего развития и в особенности от развития движений. Важно у всех детей сохранить веру в свои возможности, интерес к рисованию, к творчеству.
Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется.
Индивидуальный подход в этом возрасте особенно необходим, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить – одна из основных воспитательных целей.
7. Используемая литература.
1. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» Москва «Просвещение» 1985 г.
2. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» Москва «Просвещение» 1991 г.
3. М. Евдокимова «Волшебный карандаш» Москва «Школьная Пресса» 2002 г.
4. И. Лыкова «Помаляка» Москва «Карапуз» 2001 г.
5. В. М. Вильчинский «Учитесь рисовать» Киев «Родная школа» 1989 г.