Марина Левинская
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Земля — живая планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
По экологическому воспитанию старших дошкольников
«Земля - живая планета»
Тема: «Земля - живая планета»
Цель: Дать представление о планете Земля, о жизни на Земле.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников „Земля — живая планета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
1. Закрепить знания детей о месте нахождения Земли в Солнечной системе.
2. Уточнить с детьми представления о жизни на Земле. Показать, что в разных местах планеты условия жизни разные.
3. Воспитывать чувство гордости за свою планету- она единственная в Солнечной системе «Живая планета». Побуждать у детей желание сделать приятное для Земли- сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке.
Материалы к занятию: Глобус, карта солнечной системы, карта с изображением разных зон земли, наглядные пособия, сказочный персонаж
«Лунтик».
Предварительная работа: Просмотр иллюстраций, чтение детской энциклопедии, беседа об экологии воды, чтение рассказов о взаимодействии людей и всего живого на Земле.
Ход занятия.
Дети сидят за столами. У воспитателя на столе глобус. На стендах висят карты Солнечной системы и климатических зон Земли. Отдельно расположены стенды: океана, пустыни, картинки с животными.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня стоит на столе. (глобус). Правильно, это маленький макет земного шара. Вот мы с вами и поговорим о Земле и ее свойствах. (звучит музыка, появляется Лунтик)
Лунтик: Здравствуйте! Меня зовут Лунтик, я живу на Луне и очень часто любуюсь вашей планетой, а недавно я услышал позывные о том, что к вас в детском саду будут занятия о Земле и мне очень интересно узнать как можно больше о вашей планете. Ой, я смотрю, у вас на стенде висит карта? Что это за карта? (ответы детей). Да, ребята, это карта Солнечной системы. А что на ней изображено? (ответы детей). Ребята, кто знает, что такое Солнце? (ответы). Правильно, Солнце- это звезда, такая же, как и другие звезды, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают вашу планету и освещают ее. Планеты вращаются по своим орбитам вокруг солнца. Все планеты по разному удалены от Солнца, одни расположены ближе к нему, другие дальше.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая планета больше сего получает тепла? (ответы детей). Чем ближе орбита планеты к Солнцу, тем больше солнечного тепла на нее попадает, тем на ней теплее. На Меркурии и Венере намного жарче, чем на Земле, потому что они находятся ближе к Солнцу. Марс получает меньше тепла, чем Земля, а до других планет тепла доходит совсем мало. Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней достаточно тепла, но в то же время нет невыносимой жары, какая есть на Венере, есть прохлада и холод, но и он не такой сильный, как на более далеких планетах.
Воспитатель: Наша Земля удивительно красива! (демонстрирует глобус). Люди исследовали ее очень давно. Путешественники открывали новые земли, материки, описывали их, зарисовывали, наносили на карты, долго спорили о ее форме и размерах, и только в наши дни удалось сфотографировать и взглянуть на планету сверху из космоса.
Лунтик: Да, Земля из космоса выглядит большим голубым шаром, сверкающим с двух сторон. А почему она так выглядит, не знаю.
Воспитатель: Ребята, кто объяснит Лунтику, почему так выглядит Земля? (ответы) А почему она сверкает? (ответы) Но наша Земля состоит не только из морей и океанов, из космоса видны еще и высокие горы, леса, пустыни. Как называются эти пространства? (овтеты). Какие материки вы занете? Сколько всего материков на Земле? Наша Земля разноцветна и красива, потому что она живая. Кто на ней живет?
Лунтик: Ребята, а что нужно для того, чтобы жили на земле растения, животные, люди? Есть ли на Земле воздух?
Воспитатель: Воздух для дыхания нужен всему живому на Земле. Давайте покажем Лунтику, как мы с вами дышим. (дети дышат). Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Он словно куполом прикрыл землю и все живое на Земле. Этот купол называется Атмосфера. Повторите все вместе. Человек всего несколько минут может жить без воздуха. Давайте закроем пальчиками свой нос и не будем открывать свой рот. Сколько секунд понадобиться, чтобы нам с вами очень захотелось дышать? Всего 15-17 секунд. Значит, человек может жить без воздуха всего несколько секунд. Атмосфера Земли как одеяло. Она защищает Землю от сильного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных лучей Солнца.
Проводится физкультминутка " Дождик"
Капля -раз, капля- два,
очень медленно сперва.
а потом, потом, потом
все бегом, бегом, бегом.
мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли.
Лунтик: ребята, скажите,а зачем нужна вода, и кому? Что, любую воду можно пить? А где находится пресная вода?
Воспитатель: Смотрите, струйка воды…сегодня она для всех так обычна и привычна! А ведь это не обычная струйка! В чем ее необычность? Прежде всего в том, что вода – это сама жизнь, самое большое богатство в мире, без которого нет жизни! Человек может прожить без воды только 3 дня, а потом гибнет. Ребята, а кто знает пословицы о воде?
- Закрой покрепче кран, чтоб не вытек океан.
- Воду попусту не лей, дорожить водой умей.
Воспитатель: НА земле есть разные места, где совсем мало воды (демонстрация на картинке) там жить трудно. Где протекают реки и есть озера, жить всем легко. Как вы думаете, почему? (много пресной воды). Где много воды, там и много жизни, разнообразен животный мир.
Лунтик: Но кроме рек и озер на Земле есть еще моря и океаны. Почему нельзя пить эту воду? Ну, раз она горько-соленая то получается, что в ней нет жизни?
Воспитатель: Ну что ты, Лунтик, жизнь там удивительно разнообразна. Ребята, кто обитает в морях и океанах? Покажите Лунтику на экспонатах.
Лунтик: Тепло или холодно на вашей планете? В каких местах особенно холодно? И что, там, на полюсах никто не живет? А в каких местах очень жарко? Есть ли там жизнь? В каких местах и не очень холодно, и не очень жарко? (ответы детей) Какие животные обитают в средней полосе России?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Лунтику про животных. Скажите, какое самое высокое животное на Земле? Какое животное самое быстрое? самое медленное на Земле? самое большое на Земле? Какое животное опасное в воде?
Воспитатель: Есть у Земли еще одно удивительное свойство- она является большим магнитом, который притягивает все к себе. Это явление называется земное притяжение земли. (гравитация)
Проводится опыт с магнитом
Как магнит тянет к себе металлические предметы, так и Земля держит около себя и воздух и воду и все, что находится на ней. Все, что поднимается в воздух- обязательно падает на землю. Каким бы легким не было перышко оно все равно упадет вниз. (показывает)
Ребята! Давайте вспомним, какие поговорки вы знаете про Землю?
- Кто мать - сыру землю любит, тот голоден не будет.
- Земля кормит людей, как Мать детей.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю прочесть стихотворение о Земле.
Реб: Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники,
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки!
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек.
В тебя мы верим - не сори,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы, сберегу,
Я сберегу вас, сберегу!
Итог занятия:
Итак, Земля единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни растений, животных, людей. Такой жизни, как на Земле нет ни на Марсе и Юпитере (там слишком холодно, ни на Венере и Меркурии (там невыносимо жарко). Земля самая прекрасная планета. Все люди должны любить и беречь свою планету.
Воспитатель читает стихотворение:
Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь,
Ландыш в траве зеленой.
И стрекозы только тут,
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь родней на свете нету!
Лунтик: Спасибо, вам ребята, мне очень было интересно у вас в гостях, я узнал много нового и интересного о вашей планете. А мне пора возвращаться на Луну. До свидания!