Виктория Баранова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать у детей способности ориентироваться в фонетической стороне речи родного языка, постигая её закономерности.
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с смыслоразличительной функцией звуков (гласные и согласные). (Область «Познание»).
2. Развивать умение проводить звуковой анализ слова из 4 звуков. (Область «Социализация»).
3. С помощью художественного слова показать многообразие звуков родного языка. (Область «Чтение художественной литературы»).
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
4. Продолжать привлекать внимание детей к ощущениям, которые возникают от движения мышц пальцев, языка и губ, управлять этими движениями. (Область «Физическая культура»).
5. Воспитывать умение сотрудничать со взрослым, друг с другом (Область «Коммуникация»).
Материал: демонстрационный: картинка – схема «лиса», по 2 фишки красного, серого, синего цветов. Игрушка лиса. Мяч. Картинки с изображением лука, мака.
Раздаточный: картинка – схема «лиса», по 2 фишки красного, синего, серого цветов, красные и синие шары от бассейна сухого плавания.
Предварительная работа: чтение сказки «Путешествие по Звукограду», анализ слов из трёх звуков, игры – упражнения для пальчиков и языка.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети, сегодня мы снова отправимся с вами в волшебную страну под названием «Звукоград». С нами должен пойти туда лесной зверь, а кто? Отгадайте загадку.
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (У лисы).
Что-то долго её нет. Пойдёмте за ней в лес. Чтобы найти лису, нужно правильно выполнить упражнения. Некоторые вам знакомы.
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ. (Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним. Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз).
2. Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой (Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены. Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе).
3. На опушке – большое дерево. Вот его ствол. (Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряжённо тянется к носу).
4. Крона состоит из веток и листьев. (Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены. Ладони соединяются «чашечкой». Язык в позе чашечки).
5. А кто же под деревом? В темноте и не видно. (Дети приседают. Перебирают пальцами. Рот закрыт. Проводят языком за зубами вправо-влево).
- А это наша лисичка.
Мы её забираем в страну «Звукоград».
Вспомните, кто живёт в этой стране? (Звуки). А какие звуки вы знаете?
Ребё нок читает:
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Нет нигде для них преграды –
Петь мы эти звуки рады.
- Назовите гласные звуки. (Ответы детей). Вот сейчас некоторые из них мы и споём.
Я буду дирижёром, вы - участниками хора. Сначала поют девочки звук «а» (Девочки поют звук с определённой протяжённостью пока воспитатель поднимает палочку вверх, при опускании – заканчивают петь. Мальчики поют звук «у», затем снова девочки - «и», мальчики – «ы», все вместе – «э»).
- Остальные звуки споём следующий раз.
Лиса хочет попасть в волшебную страну, чтобы, узнать, сколько звуков и какие в её имени. Давайте ей поможем.
(Выставляет на доску схему – картинку «лиса»).
Сколько окошечек в слове лиса? (Четыре). Сколько звуков в слове? (Четыре).
Мы знаем, что звуки бывают гласные и…. (не гласные). Гласные звуки обозначаем фишками какого цвета? (Красного). Не гласные? (Серого).
- Сейчас мы узнаем, из каких звуков состоит слово «лиса». Какой первый звук? (Воспитатель произносит слово, стараясь произнести звук «л» протяжённо. Дети произносят аналогично) Гласный или не гласный? (Не гласный). Какой фишкой закрываем первое окошко? (Серой).
- Назовите второй звук в слове «лиса». (Протяжно произносят звук «и»). Гласный или не гласный звук? (Гласный). Какой фишкой закрываем второе окошко? (Красной). (Аналогично разбирают звуки «с», «а»).
- Мы с вами вспомнили, что есть гласные звуки и не гласные. А что же это за не гласные звуки?
Кроме гласных есть другие.
Вы не знаете какие?
Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
Им преграды строят губы,
Щёки, язычок и зубы.
- Все звуки, кроме гласных, называют согласными. Значит, какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Согласные звуки будем обозначать синей фишкой. Произнесите в слове «лиса» звук «л». Легко произносится или трудно? (Трудно. Язычок упирается в зубы). Замените серую фишку звука «л» на синюю. Звук «л» гласный или согласный? (Согласный). У нас ещё серая фищка в слове лис-с-с-а. Какой выделен звук? («с»). Произнесите его. Легко произносится? (Трудно. Язычок упирается в нижние зубы). Значит, звук «с» гласный или согласный? (Согласный). Меняем серую фишку на какую? (Синюю). Сколько гласных звуков в слове «лиса»? Сколько согласных? (Ответы детей).
- Дети, как вы думаете, наша гостья лиса узнала, сколько и каких звуков в её слове? (Узнала). Я тоже с вами согласна. Мне кажется, она осталась довольна. А вы? Тогда давайте поиграем в игру «Будь внимательным».
Дошкольники становятся в круг, в центре воспитатель с мячом. Педагог называет любой звук, бросает мяч ребёнку, тот определяет его – гласный он или согласный. Ошибки помогают исправить и другие дети.
- А вы знаете, с какого звука начинаются ваши имена – гласного или согласного звука? Постарайтесь это сделать с помощью синего и красного шаров. Например, в слове Паша, первый звук «п» согласный, я беру синий шар, Ася, - первый звук «а» гласный, беру красный шар.
Игра детей, оказание помощи.
- Сегодня мы с вами узнали, что звуков в нашей речи много- одни гласные, другие согласные. Эти звуки мы произносим голосом. А есть звуки, которые мы не произносим, но можем услышать. Давайте поиграем в вашу любимую игру «Звуки нашей группы».
Дети закрывают глаза, воспитатель производит определё нные действия с предметами: сминает бумагу, переливает воду из одного сосуда в другой, ударяет в барабан, стучит о стеклянный сосуд, ударяет мячом о пол.
Воспитанники называют действия предметов. (Льётся вода, сминается бумага и т. д.).
- Как вы думаете, где живут эти звуки? (В самом предмете).
- Звуки все произносятся по- разному. А как – послушайте стихотворение. Кто хочет, помогайте мне.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны!
К клокочет, (дети повторяют все такие фразы, Г гогочет,
Х хохочет, Р рычит,
Щ щекочет, Ч чихает,
Д долбит, Т тарахтит.
П пыхтит, Б бубнит,
В ворчит, Ф фырчит,
С свистит, З звенит,
Ш шуршит, Ж жужжит.
Звуки в слове исчезают,
Снова появляются.
Звуки слово изменяют,
Сами изменяются.
- О чём мы с вами узнали, побывав в «Звукограде»? (Звуки бывают гласные и не гласные. Их много. Они живут во всех словах. И вокруг нас. Произносятся по-разному).
- В следующий раз, когда мы снова попадём в волшебную страну, я расскажу вам удивительную историю о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые и живут они на разных улицах.