Валентина Камышникова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Продолжать обучать детей звуковому анализу слов: различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Упражнять в подборе парных твёрдых и мягких согласных звуков. Закреплять знания о слогообразовательной роли и артикуляции гласных звуков.
2. Развивать у детей способность к наглядному моделированию, фонематический слух.
3. Воспитывать навыки сотрудничества: согласовывать и соподчинять свои со сверстниками.
Материал:
паровоз с тремя вагончиками; картины - схемы: «лиса», «волк», «лось»; указка; фишки красного, зелёного и синего цвета; иллюстрации с изображением животных (11 штук).
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Путешествие в Звукоград“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Ход занятия
1. Дети приветствуют гостей.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- А вы хотели бы побывать в сказочном городе Звукограде?
- На чём же нам можно туда поехать?
- Ребята, а в сказках на чём можно путешествовать? А вот и ковёр - самолёт!
- Садитесь ребята поудобнее, отправляемся в Звукоград.
- Как вы думаете, кто живёт в Звукограде?
(звуки)
- Какие бывают звуки?
(гласные)
- Какие звуки называются гласными? (звуки, при произнесении которых нам во рту ничего не мешает, называются гласными).
- Ребята, назовите гласные звуки. (А,0, У,Э,Ы,И).
- Сколько всего гласных звуков? (шесть).
- Какие ещё бывают звуки? (согласные).
- Какие звуки называются согласными? (звуки при произнесении которых нам мешают губы, зубы, язык, назывются согласными).
- Согласные звуки на какие делятся? {на твёрдые и мягкие согласные звуки).
- Назовите мягкие согласные звуки, (рь, въ, нь, пь, кь и т. д. /
- Назовите твёрдые согласные звуки (р, в, н, к, «и Т. Д.).
- Молодцы, ребята, знаете вы какие звуки живут в Звукограде.
- Но в Звукоград можно попасть только после того, как вы отгадаете друг у друга загадки. Загадки будем загадывать только про гласные звуки.
- Один из вас будет показывать только ртом звук, голосок будет у него выключен, а другие будут отгадывать этот звук.
- Молодцы, ребята, вы все загадки друг у друга отгадали. Поэтому мы с вами очутились в Звукограде.
- Ребята, звуки из сказочного города так же, как и вы, любят путешествовать.
- У них даже есть свой паровоз с вагончиками.
- Ребята, какой документ нужен, чтобы можно было поехать в путешес-вие? (паспорт, билет)
- Кто едет в вагончиках? («лиса», вставить картинку).
- Сегодня в путешествие хотят отправиться звуки из слова «лиса». Но у них нет билетов.
- Ребята, давайте поможем звукам купить фишки - билеты.
- Как вы думаете звукам нужен билет одинакового цвета? (нет).
- Кто хочет отгадать первый звук в слове? (ль).
- Билет какого цвета ты купишь этому звуку? (зелёного).
- Почему ты так думаешь? (потому что звук ль мягкий согласный звук)
- Какой второй звук в слове «лиса», (и)
- Билет какого цвета подойдёт этому звуку?.
- Все согласны?
- Какой третий звук? (с)
- Билет какого цвета ты купишь этому звуку? (синего). - Все согласны?
- Кто хочет купить билет для четвёртого звука?
- Какого цвета?
- Почему красного цвета?
- Ребята, сколько звуков в слове «лиса»! (четыре звука).
- А сколько слогов? (два слога).
- Почему ты так думаешь? (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
- Молодцы, ребята, лисичка говорит вам спасибо, помогли вы купить билеты для её звуков нужного цвета.
3. - Но ей скучно одной путешествовать. У неё есть друзья: волк и лось.
- Ребята, давайте поможем с вами звукам и этих слов приобрести фишки - билеты нужного цвета.
- А то их без билетов не пустят в вагон.
- Для этих звуков вы самостоятельно разложите билеты.
- Для этого вам нужно поделиться на две команды: по желанию.
- Одна команда поможет купить билеты для звуков слова «волк», другая - для слова «лось».
- Не забывайте, что работать нужно дружно, каждая подгруппа выполняет одно общее дело.
- Настя, посади лося в вагон, а Матвей посади волка.
- Ребята, давайте проверим подходят билеты для звуков слова «лось»!
- Все билеты нужного цвета?
- А волку билеты все подошли?
- Ребята, у лисы и лося есть билеты зелёного цвета, а почему у волка нет? Может ему тоже нужен билет зелёного цвета? (нет, в слове «волк» нет мягкого согласного звука).
- Конечно, ребята, если мы ему купим билет зелёного цвета, то его проводник не пустит в вагон.
- Теперь волк и лось тоже смогут путешествовать и лисе не скучно
будет одной.
- Животные поехали в зоопарк, у них там много друзей и они их очень ждут.
- Молодцы, ребята, вы помогли купить звукам билеты нужного цвета.
- Волк, лиса и лось говорят вам спасибо и дарят на память фотографии своих друзей. Давайте попрощаемся с ними.
4. - А нам пора возвращаться в детский сад из Звукограда. А вот и ковёр-самолёт нас уже ждёт.
- Чтобы дорога не казалась долгой, давайте поиграем.
- У вас есть фотографии животных. Нужно назвать первый звук в названии животного и подобрать к нему пару, (даю свой образец).
5 - Вот и закончилось наше путешествие в Звукоград.
- Ребята, где мы с вами были?
- Что мы там делали?
- Кому помогали?
- Как помогали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вам было трудно?
- О чём бы вы хотели рассказать дома?