Козуб Оксана
Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Эх, балалаечка, моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Эх, балалаечка моя!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
В наше время очень мало уделяется внимания русской культуре, русским традициям. Дети всё чаще играют с телефонами, в компьютеры, родители не рассказывают им историю русского народа. Поэтому я выбрала тему «Русская балалайка», чтобы приобщить детей к русскому народному фольклорному творчеству.
Публикация «Конспект музыкальной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста „Эх, балалаечка, моя!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
На занятии дети знакомятся с русским народным инструментом, на котором играли их предки. И до сей поры балалайка известна во всем мире как один из символов России. Через это познание у детей формируются основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У детей возникает потребность применять полученные знания о балалайке в повседневной жизни – в играх, в самостоятельной деятельности.
1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей : игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
3. Методы и приемы реализации содержания занятия:
наглядные (демонстрация иллюстраций, показ музыкального инструмента балалайка);
словесные (рассказ об истории появления инструмента, чтение стихов);
практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки).
4. Интеграция образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие - дети узнают историю появления музыкальных инструментов у русского народа.
Познавательное развитие: ознакомление детей с музыкальным инструментом балалайка. Показ иллюстраций, рассказ об истории появления балалайки.
Речевое развитие: расширение активного словаря (балалайка, струна, ярмарка, скоморох).
Физическое развитие: развитие двигательной активности в танцах и играх.
5. Возрастная группа : средняя.
6. Цель: Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления с русским народным инструментом балалайкой.
7. Задачи:
Формировать представления детей об истории появления балалайки;
Знакомить со строением балалайки;
Развивать умение отличать звучание балалайки от других инструментов, менять движения в соответствии с характером музыки, побуждать принимать активное участие в игре;
Воспитывать интерес к звучанию русских народных инструментов.
8. Планируемые результаты:
У детей сформированы представления о музыкальном инструменте - балалайка, они способны отличать звучание балалайки от звучания других инструментов, самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре. У детей возникает потребность в восприятии музыки в исполнении на русских народных инструментах.
9. Организация среды для проведения образовательной деятельности : иллюстрации (балалайка, процесс изготовления, муз. инструмента балалайка, ложки деревянные, бубны, фортепиано, музыкальный центр, аудиозапись «Камаринская» муз. П. И. Чайковского.
10. Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты) : просмотр в группе презентации с иллюстрациями знакомых детям русских народных музыкальных инструментов.
Конспект образовательной деятельности
I. Вводная часть
(Введение в тему (создание проблемной ситуации) Показ музыкального короба и загадывание загадки про балалайку. 2 мин.)
Музыкальный руководитель : Дети, вы видели много разных русских народных инструментов. Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним, а с каким вы узнаете, если отгадаете мою загадку?
Ой, звенит она. Звенит,
Всех играет, веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай–ка!
Это наша….(балалайка)
II. Мотивация деятельности детей :
Музыкальный руководитель : Правильно! Это русский народный музыкальный инструмент – Балалайка! (Достает балалайку)
Балалайка – какой инструмент? ( Дети: Русский народный музыкальный).
Музыкальный руководитель : Давайте его рассмотрим. (Дает детям потрогать, рассмотреть поближе).
Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка?
( Дети:из дерева). Значит она какая? ( Дети:деревянная)
Музыкальный руководитель : А это у балалайки струны!
Когда нажимаешь на струны, появляется звук.
Балалайка, балалайка
Веселее заиграй-ка!
Звучит весёлый проигрыш
II. Основная часть:
Музыкальный руководитель : А знаете ли вы, как появилась балалайка и почему она так называется? (Дети высказывают предположения)
Изобрел балалайку мастер музыкальных инструментов Франц Пасербский много лет назад в 17 веке. А назвали ее балалайкой от слов балагурить, баловаться. Давно на Руси на балалайке играли балагуры-скоморохи. А вот и они! (Показ сладов со скоморохами. Которые держат в руках балалайки)
Музыкальный руководитель : Именно они в давние времена на праздниках развлекали и веселили всех! А мы с вами любим веселиться, баловаться, плясать? Тогда я предлагаю послушать русскую народную пьесу «Камаринская» П. И. Чайковского из «Детского альбома». (Дети внимательно слушают)
Музыкальный руководитель : Какой главный инструмент вы услышали в произведении? ( Ответ детей: балалайка).
Музыкальный руководитель : Правильно, самый главный инструмент в этой пьесе – балалайка.
Музыкальный руководитель : Какая музыка по характеру? ( Ответ детей: веселая, быстрая, бойкая.)
Да, «Камаринская» веселая, задорная, с юмором, озорством.
Музыкальный руководитель : А какие еще русские народные инструменты вы услышали в «Камаринской?» ( Ответ детей: ложки, бубны, гармошка.)
Музыкальный руководитель : Народные песни обычно пелись под аккомпанемент русских народных инструментов - гармошки, свирелей, волынки, трещотки и, конечно, балалайки.
Музыкальный руководитель : Ребята, музыку исполнял оркестр, а мы ведь с вами тоже можем играть в оркестре!
Музыкальный руководитель : Посмотрите на стол и скажите, какие музыкальные инструменты вы видите? ( Ответ детей: музыкальный треугольник, дудочка, колокольчик, балалайка).
Музыкальный руководитель : Берите инструменты и исполним пьесу «Светит месяц», а я буду играть на балалайке.
(Игра в оркестре на детских муз. инструментах, исполнение пьесы «Светит месяц» р. н. мелодия. (ложки, бубны, трещотки, главная партия - балалайка) 3 мин.)
Музыкальный руководитель : Ребята, а сейчас вместе с нашими скоморохами я предлагаю поиграть в игру «Угадай инструмент». В музыкальном домике спрятались музыкальные инструменты, нужно отгадать какой инструмент играет?
(Дети по очереди отгадывают звучание инструментов, последней звучит балалайка).
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания: народная игра «Балалаечка».(Водящий в центре круга имитирует игру на балалайке, остальные дети самостоятельно выполняют знакомые танцевальные движения под музыку «Камаринская») 3 мин.)
III. Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей :
(Дети отвечают на вопросы о том, откуда появилось название «балалайка», о значении балалайки в жизни русского народа, что больше запомнилось и понравилось) 1 мин.
Музыкальный руководитель : Ребята, с каким русским народным инструментом мы познакомились сегодня? ( Ответ детей: Мы познакомились с русским народным инструментом – балалайка.)
Музыкальный руководитель : Почему так назвали инструмент – балалайка?
( Ответ детей: потому, что на праздниках люди веселились, пели, играли, любили баловаться. Вот и назвали ее балалайка.)
Музыкальный руководитель : А кто такой Франц Пасербский? ( Ответ детей: Это мастер, который изготавливал музыкальные инструменты, он придумал балалайку и изготовил ее).
Музыкальный руководитель : Что сегодня больше всего понравилось Егору и Никите?
( Ответ детей :Нам понравилось играть на разных инструментах и отгадывать какой музыкальный инструмент играет).
Музыкальный руководитель : Да, у нас был настоящий оркестр, а Юля первая отгадала, что играла в музыкальном домике балалайка! Юля, тебе понравилось играть для нас на балалайке? ( Ответ: Да).
Музыкальный руководитель : И я рада, что мы плясали под задорную Камаринскую и всем было весело! Спасибо Вам за такое хорошее и замечательное настроение. До свидание!
Список литературы:
1. Улашенко Н. Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп»/ Волгоград:ИТД «Корифей, 2006. – 96с.»
2. Минина Е. А. «Музыкальное развитие детей 3-5 лет в детском саду» : Конспекты занятий, репертуар, критерии оценки результатов. /Е. А. Минина. – Ярославль: Академия развития, 2009. -256с.
3. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»,/Москва «Просвещение»1990. – 36с.
4. Радынова О. П. / Москва «Просвещение»1994 – 119с.
Интернет-ресурсы:
• https://www.resobr.ru/materials/45/36515/