Татьяна Вишневецкая
Конспект музыкального занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Путешествие в мир музыкальных признаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: развивать у детей познавательный интерес к звуковым признакам, потребность в художественном познании музыки, способность воспринимать и анализировать её содержание; воспитывать желание и умение различать признаки; закреплять эмоциональный словарь (весёлый, печальный, удивлённый, спокойный и т. д.).
Материал и оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи: «Первая утрата» Р. Шумана, песни «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского, песня про Осень, мелодии «Танцуйте, как я» (муз. В. Золоторева, карточки с изображениями музыкальных признаков, изображение человечков с разными эмоциями, кубик с признаками, яблоня с осенними листьями, смайлики.
Публикация «Конспект музыкального занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ „Путешествие в мир музыкальных признаков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Ход занятия по музыке:
(осенняя мелодия)
Дети под музыку входят в зал и становятся полукругом.
(М. р.) : Что за гости в зал спешат?
Дети. Это мы.
М. р. Становитесь вот сюда. Все на месте?
Дети. Да, да, да.
М. р. Ребята, посмотрите в окно. Сегодня приветливое, осеннее, ласковое солнышко! Оно согревает всех, дарит своё тепло и хорошее настроение. Давайте, улыбнёмся друг другу и поздороваемся.
Песенка-распевка под музыку :
М. Р: Я здороваюсь везде:
Даже «Здравствуй», говорю
На соседней улице.
Дети:Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, лёгкий ветерок,
Здравствуй, маленький цветок,
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.
М. р. Ребята, кто скажет, что такое эмоции?
Дети: (Это когда человек грустный, весёлый, злой, радостный.)
М. Р: Правильно, эмоции — это внутреннее состояние человека.
Сегодня мы на волшебном паровозике отправимся путешествовать в мир эмоций и музыкальных признаков. Занимайте места в вагонах!
Дети двигаются по залу под мелодию «Маленький паравозик.
Станция «Знайка»
М. р. Ребята, послушайте стихотворение «Азбука настроения» :
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
Музыкальный руководитель проводит краткое обсуждение стихотворения, при этом демонстрирует карточки с изображениями человечков с разными эмоциями (грустных, весёлых, сердитых и др.).
М. р. Нам пора отправляться дальше. Впереди ждёт много интересного.
Дети двигаются по залу и останавливаются на следующей станции.
Станция «Музыкальная»
М. р. Вот и следующая остановка. Здесь мы познакомимся с первым признаком. С каким — подскажет музыка.
Слушание произведения «Первая утрата» (муз. Р. Шумана).
М. р. Скажите, какое настроение вызывает эта музыка? (Печальное, грустное.) Эта эмоция — грусть. Кого или что можно рисовать под эту музыку? (Дождь, грустную девочку, печального зайчика.) Какие цвета вы бы взяли для своего рисунка, чтобы изобразить грусть? (Серый, чёрный.) Значит признак будет какой?
Дети: грустный смалик, грустная мелодия.
М. Р: Правильно. А теперь послушаем ещё одну мелодию. Звучит Полька С. Рахманинова. Это эмоция -весёлая. Какие цвета вы выберете (дети отвечают, Что нарисуем (дети отвечают, значит признак будет- эмоции весёлый и смалик будет изображён весёлый. Молодцы. Ну что, вы справились с первым признаком (грустный, весёлый). А нам пора ехать дальше.
Дети двигаются по залу под музыку и останавливаются.
Станция «Загадочная»
М. р. На этой станции нужно отгадать загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живё т:
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска её боится. (Улыбка.)
В каком мультфильме герой пел «От улыбки хмурый день светлей…»? («Крошка Енот».) Вы знаете эту песенку? (Да.)
Дети отвечают.
М. Р: предлагаю спеть эту песню.
Песня «Улыбка»(1 куплет и припев) (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
М. р. Какой у песни характер? Какое настроение у вас появляется, когда вы её слышите?
Дети отвечают:(Радостное, весёлое.)
М. р: А ещё песня звучит громко, это ещё один музыкальный признак-звук (громко, тихо) .Давайте споём песню в разном звучании. Это признак- динамика.
Исполняется песня
Песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского)
М. Р: показывает признак звук, динамика.
И теперь с красивой улыбкой мы отправляемся дальше.
Дети двигаются по залу под музыку.
Станция «Танцевальная»
М. р. Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции? Дети: Танцевать.
М. Р: Под какую музыку вы бы хотели танцевать? Дети:(Быструю, весёлую, громкую, отрывистую, шутливую.)
Дети исполняют танец под мелодию В. Золоторёва «Танцуйте, как я».
М. р. Когда человек веселится? (На дне рождения, когда дети играют в игры.) И у нас новый музыкальный признак – жанр,это танец, песня,марш. Признак три весёлых кита (песня, танец, марш). Песню мы уже пели, танец танцевали, А маршировать не маршировали, давайте под музыку промаршируем по залу.
Дети выполняют движения.
Музыкальный руководитель показывает признак.
М. Р: Молодцы ребята, а теперь мы снова отправляемся в путь на следующую станцию.
Дети двигаются по залу под музыку и останавливаются.
Станция «Игровая»
М. р. Сейчас мы с вами поиграем.
Музыкально-дидактическая игра «Кубик с музыкальными признаками»
Цель: обучение детей чисто интонировать мелодию, определяя эмоцию и устанавливая музыкальный признак.
Ход игры
На сторонах кубика наклеены музыкальные признаки : звук, характер (весёлый,грустный, жанр, динамика, ритм, высота звука, темп). Дети передают его по кругу и поют:
-Кубик, рубик передай.
Признак быстро угадай.
Тот, у кого остался кубик после пропевания слов, бросает его в центр круга и смотрит, какой признак на кубике выпадает сверху. Называет признак и заканчивает соответствующей фразой.
Например: Этот признак мне известен,этот признак звук и т. д.
М. р: Хорошо вы справились мои друзья. За окном осеняя листва предлагаю песню спеть и признак эмоцию подтвердить и характер передать.
Исполняется песня про осень.
М. Р: Какие эмоции и музыкальные признаки нам повстречались в пути?
Дети отвечают: веселое, грустное, ритм, жанр, динамика и т. д. Какое у вас настроение? (Ответы детей.) Возьмите себе смайлик, отражающий ваше настроение. Ну, а нам пора прощаться. Паровозик ждёт вас.
Дети под музыку «уезжают» из зала в группу.