Ирина Живоженко
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия
в подготовительной группе
«Путешествие в мир музыкальных инструментов»
Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.
Задачи:
1. Образовательные
Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе „Путешествие в мир музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Подготовительная группа
- Темочки
• углубить представление детей о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;
• создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия;
• закрепить названия музыкальных инструментов.
2. Развивающие
• развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
• развивать образное и ассоциативное мышление, творческого воображения;
• развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, чувства ритма;
• создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия.
3. Воспитательные
• воспитывать в детях чувства радости и удовлетворения от процесса
беседы о музыкальных инструментах, исполнений песни, чтения
стихотворений, игры на музыкальных инструментах;
• воспитывать эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.
Ход занятия:
Звучит вальс-cis Ф. Шопена дети забегают в зал и песней «Доброе утро» приветствуют музыкального руководителя.
Ведущий. Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д. Б. Кабалевского. "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".
Ведущий. А сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.
Звучит фрагмент П. И. Чайковского «Вальс цветов» («Щелкунчик»)
Ведущий. Какие чувства пробудила у вас эта музыка? (ответы) Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? (ответы) А кто же исполнял эту замечательную мелодию? (ответы) Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты.
Ведущий. Тема нашего занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов».
Ведущий. А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет передавать почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.
Звучит фрагмент «Жаворонок» П. И. Чайковского
Ведущий. Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.
Каких только инструментов здесь нет!
Инструменты музыкальные,
Я скажу вам – уникальные.
Их огромное количество
Увлекает ученичество.
Ведущий. Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены скрипки, альты, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и другие ударные инструменты. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и у него даже есть президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (ответы)
Ведущий. Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно.
Ведущий. Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? (ответы)
Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?
Дидактическая игра «Ударные инструменты»
Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?
Дидактическая игра «Духовые инструменты»
Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?
Дидактическая игра «Клавишные инструменты»
Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты струнные?
Дидактическая игра «Струнные инструменты»
Ведущий. Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка.
«У жирафа пятна, пятна»
Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?
Игра «Лишний инструмент»
Ведущий. Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час. Много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте послушаем фрагменты песен о музыкальных инструментах.
Б. Мокроусов «Одинокая гармонь»,
Марк Минков «Старый рояль»
Ведущий. Послушайте и отгадайте загадки.
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?. (Дудочка)
А всего-то три струны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (Балалайка)
Ведущий. Давайте послушаем, как замечательно звучит этот инструмент!
А. Архиповский. «Барыня»
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (Рояль)
Ведущий. Сейчас вы услышите, как на рояле играет знаменитый пианист Святослав Рихтер.
С. Рахманинов, Концерт №2, ч. 1 (отрывок)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой… (Баян)
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит. (Гармонь)
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… (Барабан)
В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет-заливается, как называется? (Скрипка)
Ведущий. Я очень люблю слушать как поет скрипка! Хотите послушать вместе со мной?
Д. Ойстрах, Чайковский Петр —Op. 34 Вальс-скерцо для скрипки
Ведущий. А теперь проверим, знаете ли вы голоса других инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов (педагог включает музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов).
Ведущий. Вы сегодня молодцы! Постарались от души!
Доброе сердце вернуло любовь,
И музыку счастья услышим мы вновь.
Ведущий. Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.
Дети под «Вальс» покидают зал.