Галина Бабенкова
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ЗИМА» (по фрагментам произведений цикла «Времена года» П. И. Чайковского)
Задачи:
1. Способствовать развитию музыкальной эрудиции, культуры ребенка.
2. Создавать условия для развития опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам.
3. Воспитывать художественный вкус.
4. Способствовать развитию звукового, сенсорного, интонационного опыта дошкольников.
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Создавать условия для музыкальной творческой работы с различными образами.
6. Создавать условия для эмоционального восприятия музыки.
7. Воспитывать доброжелательность в общении с людьми, эмпатию.
Материал:
Портрет П. И. Чайковского, репродукции картин русских художников на тему «Зима», иллюстрации русских народных инструментов
Словарь эстетических эмоций:
Волшебная, изящная, нежная, завораживающая, веселая, задорная, озорная.
Ход занятия:
Звучит музыка «Вальс» Чайковского. Дети спокойно входят в зал, рассаживаются на места.
Педагог говорит, что музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором П. И Чайковским, с произведениями которого дети уже знакомы.
Очень давно, в Петербурге, П. И Чайковский сочинил 12 музыкальных пьес для рояля, каждая имела название одного из месяцев года. Все они были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года». Педагог предлагает перевернуть странички музыкального календаря природы и внимательно послушать музыку, которая расскажет о зимних месяцах. Педагог предлагает детям вспомнить названия зимних месяцев.
Альбом начинается с пьесы «Январь», т. к. это первый месяц года. Этой пьесе Чайковский дал еще одно название - «У камелька». Камелек – уютное ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате…Тепло, уютно, тихо… Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая, похоже, что ласковый голос рассказывает о чем-то. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой.
(Звучит фрагмент пьесы).
Но вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно. Все время повторяется небольшая музыкальная фразочка – тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней -
Не спугнуть бы нам его.
К. Ибряев
Что нарушило теплый, уютный покой? Затихает, успокаивается музыка – улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия, которую мы слышали вначале, только чуть - чуть измененная.
(Дети слушают произведение до конца)
Педагог предлагает детям прослушать музыку еще раз и придумать маленький рассказ о зимнем вечере. Дети рассказывают о том, какие мысли навеяла им пьеса «У камелька».
Педагог представляет вниманию детей вторую пьесу альбома «Февраль» :
Каждый знает, что такое Масленица, - это веселый, яркий, шумный праздник.
Всюду слышны песни, пляски, смех… .Народ провожает зиму.
Во время Масленицы пекут румяные, масляные блины – круглые, горячие, как солнце, которого очень ждут люди после холодной зимы. Об этом и рассказывает музыка «Февраля».
Дети слушают музыку. Педагог предлагает определить характер музыки и подобрать соответствующие слова.
Педагог:
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
К. Ибряев
Педагог обращает внимание детей на звучание рояля, напоминающее звучание балалайки, гуслей и рожков. Та и кажется, что и грает русский народный оркестр.
Дети вспоминают названия русских народных инструментов.
Педагог иллюстрирует ответы детей изображениями народных инструментов.
Педагог говорит о том, что музыка по-настоящему русская - веселая народная пляска, даже целая картина шумного многолюдного праздника.
Педагог предлагает детям вспомнить знакомые русские народные песни, напев которых перекликается с Масленицей.
Педагог знакомит детей с третьей зимней пьесой из альбома «Времена года» - «Святки». Это Декабрь - зимний, предновогодний месяц. Святки - старинный праздник перед Новым Годом. Музыка Декабря – это просто Вальс. Красивый Вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний.
Педагог предлагает детям представить, что они легкие снежинки, и кружатся
под звуки нежного вальса. (Дети импровизируют танец под музыку).
Педагог обращает внимание детей, что это немножко грустный вальс. Это понятно – ведь расставаться всегда грустно. А вальс этот последний в альбоме «Времена года». Композитор прощается со своими слушателями.
Концерт окончен,
Музыка вдруг смолкла,
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго – долго
Еще звучать для каждого из нас.
К. Ибряев
Под звуки вальса дети выходят из зала.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Канкевич С. В. «Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком» М. – Детство – Пресс, 2010
2. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры» М. – Сфера, 2009
3. Назнайкинский Е. В. «Музыкальное восприятие как проблема музыкознания» М. 1980
4. Тарасова К. В. «Музыкальность и составляющие ее музыкальные способности» - «Музыкальный руководитель», 2009
5. Л. Малахова «Музыкально воспитание детей дошкольного возраста» М. – Феникс, 2018